Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

произведения художников характерны своим разнообразием мотивов, композиции, колорита. Отметим отличительный феномен биографий ху­ дожников, так как все они получили специальное образование в учебных заведениях разных городов России, имеющих свои традиции и методы ху­ дожественного преподавания. Это привносит в образы северного пленэра творческое своеобразие и разнообразие в подаче такого колоритного мате­ риала Кольского края и прилегающих арктических территорий моря и су­ ши. Ценность и значение складывающейся в этой ситуации субкультуры этого региона подтверждаются произведениями мурманских художников XX века. Русские художники конца XIX - начала XX веков - А.А Борисов, С.Г. Писахов, Пинегин и другие - проложили творческую дорогу для даль­ нейшего развития пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера. Эти художники заполнили ту нейтральную творческую полосу, которая обра­ зовалась после неприятия академической пейзажной живописи. На смену им пришли мастера, продолжившие их традиции и обогатившие художест­ венную летопись Севера своими пленэрными произведениями. В свою очередь их приход способствовал изменению этнографически описатель­ ной системы пленэра на творческий индивидуальный «разговор» живопис­ ца с природой Русского Севера. В этом состоит ценность и значение дан­ ного наследия с «присвоением» его культурных ценностей. Рассматривая произведения северных живописцев, убеждаемся в том, что провинциаль­ ная жизнь настраивает своих обитателей на особое восприятие мира, выра­ батывает свой тип художника и определяет специфические черты его по­ этического мышления в творчестве. Пейзажная живопись на Кольской земле преобладала над другими видами изобразительного искусства, но особенно бурно пленэрная живо­ пись. И это понятно в связи с таким контрастным и живописным окруже­ нием: разнообразие ландшафта, морские просторы, горы и ледники, горо­ да, поморские и саамские посёлки, сплав их культур. Первым председателем правления мурманской организации был В.Г. Баранов (1912-1978). В 1937-1956 годах он служил на Северном фло­ те. Имея художественное образование, много писал работ на морскую те­ матику. Некоторые из них: «“Северянка” в походе», «У айсберга». Мягкий, спокойный колорит его работ с подробной передачей изображения помога­ ет нам сегодня увидеть в них, помимо художественных достоинств, жиз­ ненную атмосферу мурманского края того времени. Многим знакомо творчество энергичного по жизни и искусству Н.М. Морозова (1929-2002). Работал в Мурманской области с 1957 года. Постоянно занимался пленэрной живописью: она его подпитывала живым ощущением природы, такой разнообразной на нашем Севере. Это и дина­ мичные этюды морских побережий, водопадов, бурных, извилистых запо­ лярных рек, это и отражения сопок в озёрах: «На Кольском заливе», «Ков- 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz