Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Глава 5 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ В ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ КОЛЬСКОГО КРАЯ На фоне развития северного пленэра в России необходимо проанали­ зировать творческое место в этой области коллектива мурманских худож­ ников, непосредственно проживающих и работающих на территории Коль­ ского Севера и Арктики. Кроме того, необходимо выявить особенности образной системы и специфические черты Северного пленэра. Расположение этого региона севернее Полярного круга создаёт осо­ бые уникальные природные условия и характер местности. Необходимо обратить внимание на то, что пленэрные мотивы северной части Кольского полуострова побережья Баренцева моря и прилегающей Арктики резко от­ личаются от южного побережья Белого моря с его поморскими традиция­ ми деревенского уклада жизни. Экономическое и культурное развитие Кольского края шло на протя­ жении многих веков, начиная с 10 столетия, о чём мы упоминали в первой главе. В 20-30-е годы прошла бурная миграция на Север из районов север­ ного Поволжья, псковских и новгородских земель, Ленинградского регио­ на. Вместе с родителями приезжало на Север молодое поколение. Куль­ турный сплав этих северо-западных регионов способствовал зарождению и развитию уникальной творческой атмосферы и в изобразительном искус­ стве. Колоритные контрасты природы Кольской земли особенно способст­ вовали развитию пейзажного жанра и пленэрной живописи. Характерные особенности образной системы в пленэрной живописи художников Кольского края строятся на эмоциональном восприятии окру­ жающей многообразной природы: световоздушная среда полярного дня и полярной ночи; динамичное взаимовлияние земли, неба, водных, засне­ женных и ледовых поверхностей; сочетание и противопоставление запо­ лярных цветовых контрастов и нюансов. Всё это создало уникальные специфические черты северного пленэра внутри господствующей российской культуры. Характерные черты неза­ висимости, самостоятельности людей, заселявших в историческом про­ шлом эти места, прослеживаются и в следующих поколениях. Опираясь на художественные достижения пейзажистов, которые стояли у истоков за­ рождения северного пленэра, мурманские мастера продолжили поиск ху­ дожественных образов Русского Севера в данном виде пейзажной живописи. Творческий коллектив Мурманской организации Союза художников России существует с 1965 года, но пленэрные работы мурманских масте­ ров были известны за пределами Кольской земли и ранее не только в Рос­ сии, но и за рубежом ещё до создания заполярного творческого союза. Эти 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz