Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

убедились, таланты не перевелись и среди сотрудников-учёных. И пусть эти художники самодеятельные, но острая регулярная творческая наблю­ дательность находит выход в их достаточно грамотных искренних работах. Заслуженный деятель науки И.В. Бельков - один из таких талантли­ вых живописцев. Его имя мало известно среди искусствоведов, т.к. с 1946 года проработал в Геологическом институте Кольского филиала Ака­ демии наук в Мурманской области, 25 лет был бессменным его руководи­ телем. Кроме этой основной работы, он оставил большое собрание коло­ ритных пейзажей Заполярья, большинство из которых можно увидеть в музее Кольского научного центра и его Геологического института. Во вре­ мя постоянных экспедиций по Кольской земле он делал зарисовки цвет­ ными карандашами и в домашних условиях претворял их в пленэрные пей­ зажи. «Он смотрит в лицо природы, - заметил один посетитель выставки Белькова, - ищет в ней душу, а эти камни, - он показал на витрины, - её плоть». Бесхитростные и лаконично выполненные пленэрные сюжеты по­ нятны зрителям, переживающих то же «любование» уникальными уголка­ ми Севера, через которое прошёл сам автор. Оставил свой заметный след в пленэрной живописи В.В. Чарнолуский и как исследователь-этнограф быта коренного населения Мурмана лопарей (саамов), и как художник. С конца 20-х годов он в составе Лопарской экс­ педиции посещает отдалённые уголки Кольского полуострова, делая массу зарисовок из жизни лопарей и передавая уникальные места. В музее- Архиве в г. Апатитах экспонируется уникальный альбом более 100 листов с карандашными рисунками и цветовыми пленэрными этюдами, сделан­ ными им в 1920-1930-х годах. Энциклопедичность, культурная и психоло­ гическая точность работ Чарнолуского - хороший материал для изучения данного среза истории культуры этого региона и его природы. Из пленэрных произведений запоминается акварель «Полуночное солнце в Лапландии». Большие пространства озерной тундры масштабно подчёркнуты узенькой полоской северных остроконечных сосен и боль­ шим камнем-сейдом в левом углу. Низкое солнце подчёркивает рельеф разнообразных по форме гор и сопок. На другом листе «Залив озера Сейд- озера» подчёркнута поверхность воды, уходящая вдаль среди изрезанных берегов и освещённая желтоватым летним солнцем. Используя ограничен­ ную палитру, он тонко передаёт северную атмосферу Заполярья, создает ощущение вида с вершины, с птичьего полёта. В 30-е годы при Ленинградском педагогическом университете были открыты художественные мастерские, куда были зачислены и многие та­ ланты малых народов Севера. Одни из них - ненец К. Панков, хант Натус- кин, селькуп Ижимбин, удэ Ким-Пячка. Конечно, методика преподавания представителей этих национальных культур должна была отличаться от чисто реалистического направления (в дальнейшем соцреализма). Склад мышления студентов, в основном охотников и оленеводов, подсказывал им 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz