Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

вере» (1958), Л.К. Богомолец «Берег Баренцева моря» (1956), А.Д. Зайцев «Весна. Териберка» (1957) и «Териберка» (1958), Н.Н. Галахов «Северная деревня» (1950-е), Г.А. Калинкин создал суровое полотно северного побе­ режья «Сумерки в губе Долгой», В.И. Горский «Деревня Золотица. Бело- морье», И.А. Попов «Рыбацкая слобода». Каждый из них по-своему почув­ ствовал северный пленэр. Одним из таких же подвижников пленэра стал недавний выпускник Ленинградского художественного института А.А. Яковлев. В 1960-е годы жил и работал в Мурманске, ходил в море на пароходе «Леваневский» и первым из художников не только побывал, но и зимовал на арктическом архипелаге Шпицбергене. Северный пленэр захватил его, и после трудного и плодотворного года появился целый цикл арктических пейзажей, кото­ рые по стилю изображения отличались от работ живописцев прошлых де­ сятилетий. В работах А. Яковлева живопись построена на сочетании ши­ роких светлых и тёмных плоскостей. В ней нет тонкой нюансировки цве­ товых отношений, часто это заменяется растяжкой одного цветового тона - синего, иногда поддержанного малым количеством тёплых вспышек ис­ кусственного освещения или небольших оранжевато-жёлтых полосок, под­ свеченных солнцем из-за горизонта. Отказываясь от какой бы то ни было литературности в трактовке сю­ жета, он отбирает минимальное количество изобразительных средств, до­ биваясь выражения мысли в конструктивно ясной, лаконичной форме и ас- кетичности в колорите. Это делает его северные пленэрные полотна таки­ ми узнаваемыми, действенными и впечатляющими. Яковлев умело использует цветовой масштаб, под которым понимает­ ся определённое соответствие в изобразительном произведении основных пятен цвета, формирующих количественно и качественно его колористи­ ческий строй и направленных на раскрытие содержания. Как правило, мас­ тер достигает объединения различных цветов на основе сходства (выделе­ ние доминирующего цвета и его повторение путём использования ахрома­ тических преобразований в светлую или тёмную сторону). Допускает сме­ шивание хроматических цветов между собой в определённых пропорциях, не изменяющих доминирующий цвет, создавая гармонию родственных нюансных цветов. В творчестве Яковлева при некоторой ассоциации с картинами аме­ риканского художника Р. Кента всё же берут верх русские традиции север­ ного пленэра. У американского коллеги больший упор на символические тенденции. От разработки взятых в натуре мотивов он постепенно перехо­ дит к созданию несколько вымышленных полотен. Отказываясь от пленэр­ ной живописности, ему приходится прибегать к подчёркнутому форсиро­ ванию цвета. В современной экспедиционной жизни уже нет больше штатных ху­ дожников. Практичнее воспользоваться фототехникой, но, как мы уже 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz