Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
посещая эти места с 50-х годов. Главные его творческие темы - море, кам ни и цветы. Его пленэрные полотна темпераментны и динамичны, особен но морские пейзажи. Именно они - неиссякаемый источник его творческо го импульса. Суровые скалы переднего плана, веками противостоящие по стоянному напору студёного прибоя, дают возможность нашему взгляду устремиться от них к горизонту, который художник, часто умело, переби вает другими утёсами, низкими облаками или туманам. Помимо красоты пластических природных форм, величавости выражения, полотна Бого мольца - это красочное пятно, на редкость внушительное даже с чисто де коративной точки зрения. Контраст тёмных прибрежных скал, светлой пены упругих волн и не больших вспышек прорвавшегося низкого солнца сквозь низкие свинцо вые тучи, создаёт запоминающийся образ сурового края северной земли, где не находится место изображению человека. «Туман. Баренцево море», «Север», «Берег Баренцева моря», «Северный ветер» написаны в 50-е го ды. А картина «Вечернее солнце» уже полна света и лёгких цветовых ва- лёров. JI.K. Богомолец поддерживал традиции пленэрной живописи извест ных русских художников А.Е. Архипова, JI.B. Туржанского, К.А. Корови на, Ф.А. Малявина, чьи картины выполнены в широкой живописной мане ре. Монументальное полотно - картину «Океан» (1985), 160x340 м, Лев Богомолец подарил народу Франции во время визита в 1997 г. Жака Ши рака в Санкт-Петербург как знак восхищения жизненным подвигом вы дающегося морского исследователя Ж.-И. Кусто. В.В. Рождественский (1884-1963) работал в разных жанрах искусства. Большое место в его творчестве занимает северный пленэр с его глубокой поэтичностью. Он совершает долгие путешествия по поморским поселениям, живёт среди охотников и крестьян («Белая ночь. Нижмозеро» (1930), «Помор на лаживает сети» (1934)). В своих северных работах Рождественский пока зывает величие природы, значительность человеческих характеров. Соб ранные вместе его картины оставляют сильное впечатление. Лирика в них сплавлена с эпическим настроем. Рождественский находит красоту в самых простых пленэрных моти вах. Дома, как и люди, не однообразны, они явственный отпечаток лично сти своих обитателей. Дома отражают неяркую красоту севера, его величие и широту. Показав величавый северный пейзаж, автор открывает иные просторы народной души. Есть в его творчестве 1930-1940-х годов и ин дустриальные пейзажи, и графические портреты. Работы Рождественского узнаваемы своими сложными цветовыми валёрами, чистотой цвета, архи- тектоничностью. В 40-50-е годы часто приезжали работать на Кольскую землю мос ковские и ленинградские живописцы и графики: Л.П. Байков «Лето на Се 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz