Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

посещая эти места с 50-х годов. Главные его творческие темы - море, кам­ ни и цветы. Его пленэрные полотна темпераментны и динамичны, особен­ но морские пейзажи. Именно они - неиссякаемый источник его творческо­ го импульса. Суровые скалы переднего плана, веками противостоящие по­ стоянному напору студёного прибоя, дают возможность нашему взгляду устремиться от них к горизонту, который художник, часто умело, переби­ вает другими утёсами, низкими облаками или туманам. Помимо красоты пластических природных форм, величавости выражения, полотна Бого­ мольца - это красочное пятно, на редкость внушительное даже с чисто де­ коративной точки зрения. Контраст тёмных прибрежных скал, светлой пены упругих волн и не­ больших вспышек прорвавшегося низкого солнца сквозь низкие свинцо­ вые тучи, создаёт запоминающийся образ сурового края северной земли, где не находится место изображению человека. «Туман. Баренцево море», «Север», «Берег Баренцева моря», «Северный ветер» написаны в 50-е го­ ды. А картина «Вечернее солнце» уже полна света и лёгких цветовых ва- лёров. JI.K. Богомолец поддерживал традиции пленэрной живописи извест­ ных русских художников А.Е. Архипова, JI.B. Туржанского, К.А. Корови­ на, Ф.А. Малявина, чьи картины выполнены в широкой живописной мане­ ре. Монументальное полотно - картину «Океан» (1985), 160x340 м, Лев Богомолец подарил народу Франции во время визита в 1997 г. Жака Ши­ рака в Санкт-Петербург как знак восхищения жизненным подвигом вы­ дающегося морского исследователя Ж.-И. Кусто. В.В. Рождественский (1884-1963) работал в разных жанрах искусства. Большое место в его творчестве занимает северный пленэр с его глубокой поэтичностью. Он совершает долгие путешествия по поморским поселениям, живёт среди охотников и крестьян («Белая ночь. Нижмозеро» (1930), «Помор на­ лаживает сети» (1934)). В своих северных работах Рождественский пока­ зывает величие природы, значительность человеческих характеров. Соб­ ранные вместе его картины оставляют сильное впечатление. Лирика в них сплавлена с эпическим настроем. Рождественский находит красоту в самых простых пленэрных моти­ вах. Дома, как и люди, не однообразны, они явственный отпечаток лично­ сти своих обитателей. Дома отражают неяркую красоту севера, его величие и широту. Показав величавый северный пейзаж, автор открывает иные просторы народной души. Есть в его творчестве 1930-1940-х годов и ин­ дустриальные пейзажи, и графические портреты. Работы Рождественского узнаваемы своими сложными цветовыми валёрами, чистотой цвета, архи- тектоничностью. В 40-50-е годы часто приезжали работать на Кольскую землю мос­ ковские и ленинградские живописцы и графики: Л.П. Байков «Лето на Се­ 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz