Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
вым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми рука ми, иначе он не будет сегодняшним». Трудно точнее, лаконичнее и полнее определить характер творчества Г.Г. Нисского, чем сделал он сам в этих строках автобиографии. Здесь предстает перед нами и удивительное раз нообразие тем и сюжетов его картин, и восхищенное восприятие преобра женного лица земли. Современность содержания и острая современность формы, редкое в своей органичной слитности единство того и другого, немногословие ху дожественного языка при насыщенной, взволнованной романтической приподнятости - вот качества, из которых, прежде всего слагается непо вторимо индивидуальное творческое лицо Г.Г. Нисского. Страстный яхт смен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем пленэрном творчестве. Такова пленэрная картина «Порт на Севере». Тяжелая масса плотной, глубоко-синей воды заполняет весь передний план. Ее цвет, интенсивный, густой - цветовая доминанта всей картины. Согласовывая с этим тоном весь цветовой строй, художник щедро насыщает теплыми оттенками лило- вато-коричневые громоздящиеся по берегу скалы. С этой плотностью, жи вой материальностью цвета моря и земли контрастируют легкие, прозрач ные тона синеющих на заднем плане гор, светло-розового неба со стреми тельными облаками. Несколько тут и там положенных пятен открытого красного - изящный, даже изысканный в очертаниях самолет, ватерлинии кораблей, флаги на мачтах - усиливают, делают еще острее, контрастнее сопоставления основных тонов полотна. Деятельная жизнь порта - паро ходы, бороздящие его воду, погруженные в свои будничные дела люди на причале - не нарушает мерного величия северной природы, а напротив, удивительно естественно вписывается в пейзаж. Его работы далеки от «списывания» природы. Естественна в этой связи система работы худож ника. Он редко пишет пленэрные этюды с натуры. При этом работа с нату ры играет в его творчестве первостепенную роль: смотреть, запоминать - вот в чем видит Нисский исходную позицию, базу, арсенал своего искусст ва. «Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать», - писал художник. Причем худож ник владеет даром, отделив наиглавнейшее, безжалостно отметать все, что может как-то «разбавить» концентрацию лаконичного выразительного об раза. Находясь в группе художников на Северном флоте в Мурманске, он создаёт ряд картин, в которых пространства Заполярья переданы широко в присущей ему манере. Одна из них - «Над Баренцевым морем». Г.Г. Нисский своим творчеством во многом определил лицо совет ской пейзажной живописи, освоил новые формы пленэра. Ленинградский художник Л.К. Богомолец (1911), выпускник Ленин градского художественного института, становится маринистом Заполярья, 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz