Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

вым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми рука­ ми, иначе он не будет сегодняшним». Трудно точнее, лаконичнее и полнее определить характер творчества Г.Г. Нисского, чем сделал он сам в этих строках автобиографии. Здесь предстает перед нами и удивительное раз­ нообразие тем и сюжетов его картин, и восхищенное восприятие преобра­ женного лица земли. Современность содержания и острая современность формы, редкое в своей органичной слитности единство того и другого, немногословие ху­ дожественного языка при насыщенной, взволнованной романтической приподнятости - вот качества, из которых, прежде всего слагается непо­ вторимо индивидуальное творческое лицо Г.Г. Нисского. Страстный яхт­ смен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем пленэрном творчестве. Такова пленэрная картина «Порт на Севере». Тяжелая масса плотной, глубоко-синей воды заполняет весь передний план. Ее цвет, интенсивный, густой - цветовая доминанта всей картины. Согласовывая с этим тоном весь цветовой строй, художник щедро насыщает теплыми оттенками лило- вато-коричневые громоздящиеся по берегу скалы. С этой плотностью, жи­ вой материальностью цвета моря и земли контрастируют легкие, прозрач­ ные тона синеющих на заднем плане гор, светло-розового неба со стреми­ тельными облаками. Несколько тут и там положенных пятен открытого красного - изящный, даже изысканный в очертаниях самолет, ватерлинии кораблей, флаги на мачтах - усиливают, делают еще острее, контрастнее сопоставления основных тонов полотна. Деятельная жизнь порта - паро­ ходы, бороздящие его воду, погруженные в свои будничные дела люди на причале - не нарушает мерного величия северной природы, а напротив, удивительно естественно вписывается в пейзаж. Его работы далеки от «списывания» природы. Естественна в этой связи система работы худож­ ника. Он редко пишет пленэрные этюды с натуры. При этом работа с нату­ ры играет в его творчестве первостепенную роль: смотреть, запоминать - вот в чем видит Нисский исходную позицию, базу, арсенал своего искусст­ ва. «Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать», - писал художник. Причем худож­ ник владеет даром, отделив наиглавнейшее, безжалостно отметать все, что может как-то «разбавить» концентрацию лаконичного выразительного об­ раза. Находясь в группе художников на Северном флоте в Мурманске, он создаёт ряд картин, в которых пространства Заполярья переданы широко в присущей ему манере. Одна из них - «Над Баренцевым морем». Г.Г. Нисский своим творчеством во многом определил лицо совет­ ской пейзажной живописи, освоил новые формы пленэра. Ленинградский художник Л.К. Богомолец (1911), выпускник Ленин­ градского художественного института, становится маринистом Заполярья, 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz