Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

обострённая резкость живописного почерка в его пленэрных этюдах. По свежим впечатлениям после колоритных, живых этюдов он пишет эпичес­ кие пейзажи, например «Оленьи острова» (1926). Расположенная в пер­ спективе поверхность студёного моря создаёт динамику композиции. Сдержанный колорит подчёркивает суровость севера. В противополож­ ность этой работе «Солнечная ночь» (1935) наполнена полуночным светом с низким оранжевым солнцем и его горячей дорожкой в заполярных водах. Его учителя в московском училище живописи, ваяния и зодчества отобра­ зили на своих полотнах историю Севера России, отсюда и творческая тяга молодого живописца к этим же мотивам. Сдержанный колорит подчёрки­ вает суровость севера в пленэрных этюдах: «В бухте», «Ущелье Рамзая» (1930-е), «18-й километр. Хибиногорск» (1935). В эти десятилетия морские пейзажи уже часто оживлены крупными морскими судами-тральщиками, беломорскими ёлами, шхунами, подчёр­ кивающими масштаб окружающих скал. У Крайнева они становятся по­ этической принадлежностью полотен на фоне суровой аскетической красо­ ты. Древний лик земли - основной образ его приглушённой живописи, изображение неба и воды, воспетого в поморских напевах «океан-моря». «Красота грозная и плачевная, восторгом охватывающая душу», - выразил это в словах поморский писатель Б. Шергин, а Крайнев в картинах «Перед штормом», «Рыбацкое становище. Александровск на Мурмане». Север от­ крылся живописцу в простых и мощных образах, во всей густой цветности, эпичности и поэзии. Можно перечислить ещё целый ряд художников, чьё творчество было связано с северным пленэром. В результате их индивидуальное живопис­ ное видение способствовало появлению уникального собрания столь раз­ личных произведений, передающих запоминающийся образ Севера. В годы ВОВ в Мурманске оказалась целая группа профессиональных художников, служивших на Северном флоте и участвовавших в маскиров­ ке судов. Местные художники смогли опереться на их творческий опыт. Продолжая список пейзажистов, работавших над северным пленэром, нельзя не назвать И. Рубана - одного из первых художников, писавшего этюды на Северном и Южном полюсах. Его живые этюды послужили пре­ красным материалом для созданных им сюжетных картин, отражающих, как раньше писали, «покорение» Арктики. Героями многих его холстов стали труженики полярных станций, люди, работающие на дрейфующих льдинах в тяжелейших северных условиях, что мы можем видеть на карти­ не «Встреча ледокола» (1946). Интересен нам своим творческим подходом к пленэрной живописи Г.Г. Нисский. Учился у Р. Фалька и А. Древина. Испытал влияние А. Дей- неки, А. Марке. Пейзаж Родины изменен: «он уже не левитановский, он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его но­ 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz