Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
обострённая резкость живописного почерка в его пленэрных этюдах. По свежим впечатлениям после колоритных, живых этюдов он пишет эпичес кие пейзажи, например «Оленьи острова» (1926). Расположенная в пер спективе поверхность студёного моря создаёт динамику композиции. Сдержанный колорит подчёркивает суровость севера. В противополож ность этой работе «Солнечная ночь» (1935) наполнена полуночным светом с низким оранжевым солнцем и его горячей дорожкой в заполярных водах. Его учителя в московском училище живописи, ваяния и зодчества отобра зили на своих полотнах историю Севера России, отсюда и творческая тяга молодого живописца к этим же мотивам. Сдержанный колорит подчёрки вает суровость севера в пленэрных этюдах: «В бухте», «Ущелье Рамзая» (1930-е), «18-й километр. Хибиногорск» (1935). В эти десятилетия морские пейзажи уже часто оживлены крупными морскими судами-тральщиками, беломорскими ёлами, шхунами, подчёр кивающими масштаб окружающих скал. У Крайнева они становятся по этической принадлежностью полотен на фоне суровой аскетической красо ты. Древний лик земли - основной образ его приглушённой живописи, изображение неба и воды, воспетого в поморских напевах «океан-моря». «Красота грозная и плачевная, восторгом охватывающая душу», - выразил это в словах поморский писатель Б. Шергин, а Крайнев в картинах «Перед штормом», «Рыбацкое становище. Александровск на Мурмане». Север от крылся живописцу в простых и мощных образах, во всей густой цветности, эпичности и поэзии. Можно перечислить ещё целый ряд художников, чьё творчество было связано с северным пленэром. В результате их индивидуальное живопис ное видение способствовало появлению уникального собрания столь раз личных произведений, передающих запоминающийся образ Севера. В годы ВОВ в Мурманске оказалась целая группа профессиональных художников, служивших на Северном флоте и участвовавших в маскиров ке судов. Местные художники смогли опереться на их творческий опыт. Продолжая список пейзажистов, работавших над северным пленэром, нельзя не назвать И. Рубана - одного из первых художников, писавшего этюды на Северном и Южном полюсах. Его живые этюды послужили пре красным материалом для созданных им сюжетных картин, отражающих, как раньше писали, «покорение» Арктики. Героями многих его холстов стали труженики полярных станций, люди, работающие на дрейфующих льдинах в тяжелейших северных условиях, что мы можем видеть на карти не «Встреча ледокола» (1946). Интересен нам своим творческим подходом к пленэрной живописи Г.Г. Нисский. Учился у Р. Фалька и А. Древина. Испытал влияние А. Дей- неки, А. Марке. Пейзаж Родины изменен: «он уже не левитановский, он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его но 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz