Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

экспедициях на Север, выходят в море с рыбаками и моряками по Север­ ному морскому пути, частые гости на кораблях и гарнизонах Северного флота. В основном это художники Москвы и Ленинграда, выполнявшие договорные работы, собиравшие материал на тематические выставки. Тема «покорения» Севера никогда не становится сугубо идеологиче­ ским направлением изобразительного искусства СССР - художники по- прежнему попадают под обаяние уникальной красоты этого края и его пленэрных мотивов. Московский художник В.М. Голицын - плакатист, художник океано­ графического института, матрос, судостроитель, прикладник, иллюстратор книг и журналов. Но существует один фактор, который довлеет и объеди­ няет всё его природное творчество. Поморы говорят, что «море строит жизнь». «Я ушиблен морем», - так шутливо записал он в своём дневнике. Первая встреча с морем - в Мурманске, в Баренцевом море в 1920 году. Баренцево и Карское моря, Новая Земля в 1921 году. Голицынские акваре­ ли легко узнать по жизненной правде изображённых морских и прибреж­ ных пленэрных работ. Другой московский художник А. Меркулов неоднократно бывал на севере. «Героическая» в своей основе северная тематика как нельзя лучше соответствовала задачам советского искусства и нашла широкую поддерж­ ку со стороны официальной критики. Современники называли его «одер­ жимым Арктикой». Меркулов писал о себе: «С тех пор как я увидел ее, она не оставляет меня, моя Арктика. Она звучит сурово и сдержанно как музы­ ка Грига. О ней написано немало прекрасных книг, но немногим пришлось увидеть ее незабываемые цвета...». С самого начала он заявил о себе как о художнике северной темы. Им были созданы картины и рисунки, такие как «Ледяное безмол­ вие», «Земля Франца-Иосифа. Бухта Тихая», «Шпицберген. Советский рудник». Наиболее масштабным произведением Меркулова этого периода счи­ тается большая серия «Покоренная Арктика», созданная художником в 1950-е годы. В те времена важна была установка на социалистическое со­ держание, а пленэрные задачи уходили на второй план. Известный художник из династии Васнецовых - Ю.А. Васнецов соз­ дал серию пленэрных работ во время творческой поездки на берег Белого моря в рыбачий посёлок Сороки в 1931 г. Другой московский художник В.В. Крайнев (1879-1955) окончил Мо­ сковское училище живописи, ваяния и зодчества в 1915 году, где занимал­ ся в пейзажной мастерской А.М. Васнецова, а также у К.А. Коровина, А.Е. Архипова, С.В. Малютина и Л.О. Пастернака. С 1925 года связал свою творческую судьбу с Севером и позднее совершает регулярные по­ ездки по Мурманскому краю, часто посещая уникальные живописные мес­ та побережья Баренцева моря. В ранний период творчества ещё заметна 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz