Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
школа» (1888) в «Вестнике изящных искусств» перечислялся обширный круг имён малоизвестных пейзажистов середины XIX века, но без обоб щающих выводов характера этой школы. Многочисленные сведения о первых русских пейзажистах, получив ших образование в Академии художеств, можно получить в Сборнике ма териалов по истории Имп. академии художеств П.П. Петрова, Словаре рус ских художников Н.П. Собко, Словаре русских гравёров под ред. Д.А. Ро- винского. Материал для изучения роли станковых пейзажей в различных коллекциях содержится в работе Я. Штелина, опубликованной К. Мали новским в «Краткой описи предметов», составляющей «Русский музеум» А. Свиньина. Практическая методика преподавания в пейзажном и перспективном классах рассмотрена в книге Н. Молевой и Э. Белютина «Педагогическая система Академии художеств в XVIII веке». Работа М.А. Алексеевой о русской гравюре XVIII века и монография В. Белявской «Росписи русского классицизма» помогают полнее проследить пути взаимосвязи различных жанров в цветовом и композиционном решениях. Известным исследователем русской пейзажной живописи был А.А. Фё- доров-Давыдов. Начиная с 1929 года постоянно публиковались материалы о пейзажах и пейзажистах в журналах, сборниках и отдельных монографи ях. Ему принадлежит комплексное исследование, посвящённое русской пейзажной живописи XVIII - начала XIX веков, опубликованное в 1953 го ду. В этом фундаментальном труде, наряду с историко-хронологическим анализом этого периода, можем проследить становление пейзажа как жан ра в русском пейзажном творчестве. Одной из основных задач исследова теля становится выявление национальной самобытности, расширение приёмов передачи световоздушной среды, взаимодействия света, цвета и пространства, что подчёркивало основу пейзажного жанра в русском ис кусстве. Однако в этой работе автором исследовано творчество только наиболее знаковых живописцев того времени: С. Щедрина, Ф. Матвеева, М. Иванова, Ф. Алексеева. Книгу Г. Островского, как он сам пишет в предисловии, трудно отне сти к какому-либо одному жанру, так как в ней содержатся разделы, осве щающие основные этапы развития русской живописи; общие сведения о художниках; документы; отрывки из писем, статей, воспоминаний, даю щих зримую творческую атмосферу истории развития русской живописи от эпохи Киевской Руси до Октябрьской революции. Наибольшее внимание, и вполне оправданно, было уделено художни ку С.Ф. Щедрину в работе М.С. Коноплёвой, а также в многочисленных статьях М.А. Алексеевой о творчестве редко упоминаемого М.И. Махаева. Наиболее ярко в искусствоведческой литературе представлен мастер го родских видов Ф.Я. Алексеев. О нём упоминали в своих книгах и статьях И. Грабарь, Э.Н. Ацаркина, М.И. Андросова, Н.Н. Скорнякова. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz