Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

квадрат» известного авангардного художника К. Малевича. Какая ампли­ туда творчества! В 1981 году кинорежиссёром А. Кордоном и писателем Ю. Казако­ вым был создан двухсерийный кинофильм «Великий самоед», главный ге­ рой которого ТыкоВылка, а одно из действующих лиц - художник Борисов. За постоянное участие в научных исследованиях Вылко награждён Большой золотой медалью Российского географического общества. Более 30 лет он был председателем островного Совета, президентом Новой Зем­ ли, как его любовно величали. Многие известные русские художники уделяли в своём творчестве внимание пленэрной живописи. Личность художника - его отражение в собственных произведениях. Это сразу чувствуешь, останавливаясь у глубоких и душевно чистых пей­ зажей известного русского художника М.В. Нестерова. Тонкие по цвето­ вому настрою, струнные по внутреннему звучанию они органично сюжет- но срежессированы глубоко верующим человеком. Вспомним одну из его северных работ «Соловки» (1917). «Здесь природа выступает в своём ре­ ально прекрасном (а не идеально прекрасном) обличье»1. Другой по масштабу выбираемых исторических тем живописец В.И. Суриков считается основоположником монументализированного пле­ нэра, который не отказывается от хорошо известной практики импрессио­ низма на конкретном, реалистическом познании предмета. Часто справед­ ливо указывают на то, что в живописи снега предугаданы зимние пейзажи Грабаря, Юона и мастеров Союза русских художников. Русское искусство расширяло духовные горизонты, развивая новое и ранее неизвестное. Характеризуя эти творческие поиски, приведём слова Чехова: «Что художественно, то и ново». Северный пленэрный пейзаж XIX века тоже отличался разнообразием концепций, мыслей, эмоциональностью оттенков, настроений, и это ду­ ховное богатство он передал XX столетию. Ещё более бурное развитие северного пленэра наблюдаем в этот пе­ риод со второй половины XIX - начала XX веков. Посещение Севера Рос­ сии становится регулярным, и мы наблюдаем активный приток художни­ ков в эти края, некоторые из них остаются работать постоянно. Мы уже видим новое пополнение молодых пейзажистов, окончивших художест­ венные заведения и посвятившие свою дальнейшую жизнь северному творчеству. Сложилась уникальная ситуация образования многонацио­ нального мурманского творческого союза, что привнесло интересное мно­ гообразие и индивидуальность многих его членов. Художники 1930—1950-х годов приезжают работать на полярные станции и строящиеся промышленные объекты, продолжают участвовать в 1Никонова И.И. М.В. Нестеров. 1862-1942.-М ., 1972.- С . 13. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz