Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
квадрат» известного авангардного художника К. Малевича. Какая ампли туда творчества! В 1981 году кинорежиссёром А. Кордоном и писателем Ю. Казако вым был создан двухсерийный кинофильм «Великий самоед», главный ге рой которого ТыкоВылка, а одно из действующих лиц - художник Борисов. За постоянное участие в научных исследованиях Вылко награждён Большой золотой медалью Российского географического общества. Более 30 лет он был председателем островного Совета, президентом Новой Зем ли, как его любовно величали. Многие известные русские художники уделяли в своём творчестве внимание пленэрной живописи. Личность художника - его отражение в собственных произведениях. Это сразу чувствуешь, останавливаясь у глубоких и душевно чистых пей зажей известного русского художника М.В. Нестерова. Тонкие по цвето вому настрою, струнные по внутреннему звучанию они органично сюжет- но срежессированы глубоко верующим человеком. Вспомним одну из его северных работ «Соловки» (1917). «Здесь природа выступает в своём ре ально прекрасном (а не идеально прекрасном) обличье»1. Другой по масштабу выбираемых исторических тем живописец В.И. Суриков считается основоположником монументализированного пле нэра, который не отказывается от хорошо известной практики импрессио низма на конкретном, реалистическом познании предмета. Часто справед ливо указывают на то, что в живописи снега предугаданы зимние пейзажи Грабаря, Юона и мастеров Союза русских художников. Русское искусство расширяло духовные горизонты, развивая новое и ранее неизвестное. Характеризуя эти творческие поиски, приведём слова Чехова: «Что художественно, то и ново». Северный пленэрный пейзаж XIX века тоже отличался разнообразием концепций, мыслей, эмоциональностью оттенков, настроений, и это ду ховное богатство он передал XX столетию. Ещё более бурное развитие северного пленэра наблюдаем в этот пе риод со второй половины XIX - начала XX веков. Посещение Севера Рос сии становится регулярным, и мы наблюдаем активный приток художни ков в эти края, некоторые из них остаются работать постоянно. Мы уже видим новое пополнение молодых пейзажистов, окончивших художест венные заведения и посвятившие свою дальнейшую жизнь северному творчеству. Сложилась уникальная ситуация образования многонацио нального мурманского творческого союза, что привнесло интересное мно гообразие и индивидуальность многих его членов. Художники 1930—1950-х годов приезжают работать на полярные станции и строящиеся промышленные объекты, продолжают участвовать в 1Никонова И.И. М.В. Нестеров. 1862-1942.-М ., 1972.- С . 13. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz