Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

сутствие ранее этой экзотической темы порождало спрос как на что-то не­ бывалое и новое. Во время посещений Новой Земли Борисов обратил внимание на од­ ного подростка ненца Тыко Вылко (1886-1960), постоянно наблюдавшего за его творческой работой, впоследствии ставшего самобытным арктиче­ ским художником. Его тоже можно смело причислить к первооткрывателям Крайнего Севера в искусстве, т.к. он родом с Новой Земли. Тыко Вылко много лет участвовал проводником в экспедициях В.А. Русанова по Новой земле. Была сделана масса путевых зарисовок, многие из которых вполне закон­ чены. Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канонами. Удивительно то, что, не зная контрастов севера и юга, он остро чувствовал свой замкну­ тый мир, изображая его сначала всего лишь цветными карандашами! А по­ дарил ему этот набор карандашей и бумагу первый его художественный наставник, профессор Петербургского университета, ссыльный револю­ ционер М.Ю. Гольштейн, живший в ту пору на Новой Земле и увлекав­ шийся живописью. Много и живописных работ было написано Вылко во время экспеди­ ций в Арктике. После регулярной творческой работы набралось изрядное количество своеобразных и самобытных произведений на его первую персональную выставку в Архангельске. Многие критики и знатоки отмечали искрен­ ность представленных картин и рисунков, свободную от любых художест­ венных школ. «...И природа глядит неприглаженной, словно в первые дни тво-ренья»,- писал архангельский поэт В.А. Беднов. По инициативе губернатора был сделан альбом из работ художника- самоеда и приподнесён царю Николаю II. Данный презент был принят мо­ нархом благосклонно, и в ответ из столицы пришёл для Вылко пятизаряд­ ный винчестер с 1ОООпатронов. Художники Переплётчиков и Архипов много рассказывали об этом самобытном человеке, и 21 февраля 1911 г. состоялось открытие персо­ нальной выставки Тыко Вылки уже в Московском музее кустарных ремё­ сел. «Писал всё, что было зрением моим», - слова автора экспозиции. В послевоенное время художник переселяется в Архангельск, продолжая ра­ ботать над родной темой: «Северное сияние», «Мыс Дровяное», «Новая Земля. Ледник», «Последний путь Седова», «Стоянка Русанова» и др. Во всех этих холстах лаконичность цвета, характер конкретного места, отбор деталей, передача животных настолько убедительны и грамотны, что на­ чинаешь осознавать конкретно его «профессионализм». Что интересно, вскоре в 1914 году открылась выставка другого само­ родка - грузинского художника Пирасманишвили. Главное - оба создали свой самобытный, неповторимый и очень выношенный творчески отпеча­ ток своей родины! А в этом же году на другой выставке появился «Чёрный 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz