Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
сутствие ранее этой экзотической темы порождало спрос как на что-то не бывалое и новое. Во время посещений Новой Земли Борисов обратил внимание на од ного подростка ненца Тыко Вылко (1886-1960), постоянно наблюдавшего за его творческой работой, впоследствии ставшего самобытным арктиче ским художником. Его тоже можно смело причислить к первооткрывателям Крайнего Севера в искусстве, т.к. он родом с Новой Земли. Тыко Вылко много лет участвовал проводником в экспедициях В.А. Русанова по Новой земле. Была сделана масса путевых зарисовок, многие из которых вполне закон чены. Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канонами. Удивительно то, что, не зная контрастов севера и юга, он остро чувствовал свой замкну тый мир, изображая его сначала всего лишь цветными карандашами! А по дарил ему этот набор карандашей и бумагу первый его художественный наставник, профессор Петербургского университета, ссыльный револю ционер М.Ю. Гольштейн, живший в ту пору на Новой Земле и увлекав шийся живописью. Много и живописных работ было написано Вылко во время экспеди ций в Арктике. После регулярной творческой работы набралось изрядное количество своеобразных и самобытных произведений на его первую персональную выставку в Архангельске. Многие критики и знатоки отмечали искрен ность представленных картин и рисунков, свободную от любых художест венных школ. «...И природа глядит неприглаженной, словно в первые дни тво-ренья»,- писал архангельский поэт В.А. Беднов. По инициативе губернатора был сделан альбом из работ художника- самоеда и приподнесён царю Николаю II. Данный презент был принят мо нархом благосклонно, и в ответ из столицы пришёл для Вылко пятизаряд ный винчестер с 1ОООпатронов. Художники Переплётчиков и Архипов много рассказывали об этом самобытном человеке, и 21 февраля 1911 г. состоялось открытие персо нальной выставки Тыко Вылки уже в Московском музее кустарных ремё сел. «Писал всё, что было зрением моим», - слова автора экспозиции. В послевоенное время художник переселяется в Архангельск, продолжая ра ботать над родной темой: «Северное сияние», «Мыс Дровяное», «Новая Земля. Ледник», «Последний путь Седова», «Стоянка Русанова» и др. Во всех этих холстах лаконичность цвета, характер конкретного места, отбор деталей, передача животных настолько убедительны и грамотны, что на чинаешь осознавать конкретно его «профессионализм». Что интересно, вскоре в 1914 году открылась выставка другого само родка - грузинского художника Пирасманишвили. Главное - оба создали свой самобытный, неповторимый и очень выношенный творчески отпеча ток своей родины! А в этом же году на другой выставке появился «Чёрный 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz