Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

могущие послужить прекрасным материалом для картин, которыми с не­ меньшей силой обрисуется прекрасный и великий ужас нашего полярного мира... Конечно, в его искусстве нет ничего общего с новым стилем, да и бог с ним, с этим новым стилем - скоро он и пророкам-то его совсем осто­ чертеет!» - пишет в одном из своих писем В. Васнецов в 1901 году1. «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать лени­ вых» - этой известной максиме художников находится подтверждение в творчестве Борисова. Поль Гзелль в книге «Беседы Анатоля Франса» писал: «Превосходст­ во великих людей не всегда проявляется в их наиболее обработанных про­ изведениях. Едва ли не чаще оно удаётся в непосредственной и свободной игре их мысли. То, под чем они и не думают ставить своё имя, что они соз­ дают интенсивным порывом мысли, давно созревшие, падающие непроиз­ вольно, само собой - вот, нередко, лучшие произведения их чтения». Все эти слова вполне применимы к эмоциональному творчеству мастеров пле­ нэра. «...Ему (Борисову) удалось найти новый ручей, никем не затоптан­ ный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется... Творчест­ ва, творчества больше; взмахнуть крыльями надо сильнее. Для такого взмаха, конечно, прежде всего, нужны талант и всестороннее знание края, а г. Борисов его уже теперь знает достаточно, да и талантом, по-видимому, не обижен», - слова известного художника Н.К. Рериха, также немало по­ работавшего в ранний первый период своего творчества на Севере2. В знак признательности лицам, которым художник был обязан тем или иным образом, Борисов дал название некоторым географическим объ­ ектам Новой Земли. На карте этого северного острова появились имена его покровителей, учителей и художников: мысы - Боголюбова, Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Толстого, Репина, Верещагина; ледники - Третьякова, Витте. Своего же имени он не упомянул нигде. И только в 1973 году его имя было присвоено постановлением Совета Министров РСФСР одному полу­ острову Новой Земли. Присвоенные Борисовым наименования впервые появились на карте Новой Земли, опубликованной в 1903 году в немецком географическом журнале А. Петермана (Берлин), а на отечественные штурманские карты были нанесены только в 1928 году. Список художников, побывавших далее в Заполярье, постоянно рас­ тёт. Работы, сделанные мастерами во время их поездок по северу, закупа­ лись П. Третьяковым, членами царской семьи и купцами-меценатами. Многие попали позже в залы Третьяковской галереи и Русского музея. От­ 1ЦГИА СССР. - Ф. 789. - On. 11. - Д. 203. - Л. 44. 2 Изгой Р. Наши художественные дела//Искусство и художественная промышленность. - 1 8 9 9 .-№ 4 - 5 .- С . 375, 376. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz