Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

ковые сосны и ели. Какие чудные, фантастические формы принимали они! Здесь холодно страшно, и природа, чтобы пощадить, прикрыла их толстым снежным, причудливой формы покровом. Снег на деревьях настолько ста­ новится крепким после снежных метелей, что остаётся по стволу и на вет­ вях до той поры, когда уже начинает пригревать солнышко и снова звать к жизни этих заснувших великанов. Право, иногда едешь лунной ночью и думаешь себе, что едешь среди какого-то гигантского античного храма, ко­ торый весь заставлен множеством колоссальных мраморных статуй»1. В подтверждении этих слов можно привести анализирующее выска­ зывание по этому поводу Г. Вёфлина: «Юг видел колонну в дереве, а Север дерево в колонне». Произведения Борисова говорят о его большом колористическом да­ ре. Живописец сумел уловить тончайшие цветовые оттенки в природе Крайнего Севера. В Третьяковской галерее хранится свыше шестидесяти работ Борисо­ ва, а на его родине в Архангельске около 400 пейзажей и рисунков. Художника не могли не касаться новые веяния в искусстве конца XIX - начала XX столетия. В том числе и символизм, определивший во многом облик русской художественной культуры этого времени в целом. Правда, Борисова не привлекал «исторический пейзаж», который в творче­ стве другого ученика Куинджи К.Ф. Богаевского приобретал символиче­ скую окраску. Ему была чужда и та определяющая черта искусства другого его товарища по мастерской Куинджи Н.К. Рериха, которую исследователь русского пейзажа этого времени удачно назвал «символической архаи­ кой»2. Но эти веяния не обошли стороной и искусство полярного живопис­ ца. Об этом можно судить по названиям некоторых работ, написанных по пленэрным этюдам. Например, «Страна смерти». Впрочем, его современ­ ники - люди искусства тоже вкладывали в названия своих работ и книг не­ кий символический смысл - подтекст. Надо отметить, что в рамках романтического пейзажа сложилось осо­ бое, уникальное течение - маринизм. Именно в изображении картин моря наиболее чётко проявлялись типичные черты романтизма. Коллекция произведений Борисова включает в себя в основном этю­ ды. Почти в каждом из них художник вместе с подписью указывал год, ме­ сяц и точное число. Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всю прелесть живой природы этюды Борисова перерастают рамки этого жанра. По своему эпическому размаху, широкому обобщенному видению, продуманности композиции они воспринимаются как вполне завершенные произведения. «Среди его этюдов, писанных при адских условиях, есть чрезвычайно талантливые этюды, рисующие ярко холодный ужас Севера и 1Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 7, 8. 2 Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX - начала XX века.-М ., 1974.-С . 161. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz