Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

А. Обермюллнер. Шумный успех работ Борисова, названных венским про­ фессором Ланглем «гениально правдивыми», открыл перед ними двери выставочных залов Праги и Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа и Парижа. Французское правительство наградило художника орденом По­ чётного легиона. Приём, оказанный Борисову в 1907 году в Лондоне, где экспозицию из 233 полотен разместили в Мраморном дворце, превзошёл ожидания да­ же самых больших доброжелателей художника. Выставка заняла четыре зала, стены и полы которых были покрыты тёмно-малиновым сукном. В четвёртом зале были выставлены только две большие картины: «Царство смерти» и «Полярная зимняя ночь». Выставку посетил знаменитый поляр­ ный исследователь Фритьоф Нансен, вручивший Борисову от имени пра­ вительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. А Британское правитель­ ство наградило художника орденом Бани. В начале 1908 года Борисов приехал в Соединенные Штаты Америки. Выставка его картин в Вашингтоне была развернута в резиденции Прези­ дента Т. Рузвельта - Белом Доме. Борисов стал первым русским художни­ ком, принятым Президентом США. В Европе и Америке о Борисове много писали и говорили, высоко оценивая мастерство художника, новаторство его тематики, особо подчёркивая живую передачу северного пленэра. Критик В.Ф. Боцяновский в газете «Русь» писал: «Для меня лично всегда в таких людях, как Борисов, представляла особый интерес порази­ тельная энергия, с которой они идут к цели. Вглядываясь в его картины нашего сурового экзотического севера, в эти необозримые северные степи, в массы льдов, в зловещий мрак северной ночи, с её кровавыми бликами, постоянно и прежде всего думал о самом художнике, о человеке, который отважно вошёл в эту почти неведомую культурному миру страну и не только не погиб в ней, но познакомился с ней сам и затем в ярких картинах рассказал о ней другим»1. В феврале 1914 года художник устраивает в Петербурге выставку, в доме князя Юсупова, на которой вместе с уже известными работами, таки­ ми как «Страна смерти», экспонировались и новые картины, среди кото­ рых особое внимание привлекли северодвинские пейзажи цикла «Зимняя сказка». Выставка имела огромный успех. Художник Н.И. Кравченко, вы­ соко оценивая новые работы Борисова, писал: «Этот художник также си­ лен, как и те могучие, вековые ели, что вновь заставили его взяться за кисть»2. Сам мастер этих пленэрных пейзажей эмоционально передавал свои ощущения от творческого контакта с этими сюжетами: «Часто, - говорил Борисов, - мне приходилось вспоминать И.И. Шишкина при взгляде на ве­ 1Вл. Боцяновский. Наброски // Русь. - 1907. - 3 декабря. 2Кравченко Н.И. Весенняя выставке в Академии художеств // Новое время. - 1903. - 12 марта. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz