Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

раблестроителя профессора Политехнического института А.П. Фан-Дер- Флита опытными поморами было построено в деревне Колежма (на берегу Белого моря) одномачтовое судно водоизмещением 40 тонн, предназна­ ченное для плавания во льдах. В нём, как и у «Фрама» полярника Амунд­ сена, была использована особенность русского поморского коча - выжи­ мать яхту на поверхность льда при его сжатии. Ее художник назвал «Мечта». После возвращения с Арктики Борисов, можно уже сказать - поляр­ ный художник, привёз массу уникальных пленэрных этюдов, написанных в условиях суровой природы Заполярья: «Ночь в Большеземельной тунд­ ре», «Карское море. Вид Новой Земли» и другие. Уже в этих работах ху­ дожник точно передаёт эффекты высокоширотного освещения, тональное решение в передаче снежных поверхностей, заснеженных гор и ледников. В Санкт-Петербургской академии художеств он пишет конкурсную картину, монументальное полотно в мастерской А.И. Куинджи в 1896 го­ ду, обобщающее впечатления молодого живописца от первого путешест­ вия на Новую Землю. Название огромного сюжетного пейзажа-«В области вечного льда. Лето», 2x3,5 м. Сразу же эту работу приобрёл П. Третьяков. Начало XX века - время освоения Севера искусством и обществом. На Всемирной парижской выставке 1900 года был открыт отдел Крайнего Севера. Экспозиция его была полной неожиданностью и порази­ ла воображение Европы. В отличие от западных пейзажистов, писавших север, не побывав там, натурные пленэрные работы русских мастеров при­ влекали внимание публики. В основном отзывы западной прессы были благоприятными. Париж­ ский критик П. Жамо писал тогда, что Борисов «поднял на высоту живо­ писи пейзажи, которые до этого нигде не были отражены, кроме прищу­ ренных глаз диких самоедов». «Наибольший успех выпал на долю довольно заурядного, но весьма эффектно работавшего живописца - Александра Борисова, который в 1907 году показал в Париже около 200(!) ярких и экзотичных, но суховато написанных пейзажей Заполярья и Арктики. Вероятно, причину этого ус­ пеха стоит искать в живучести традиции рассматривать произведения рус­ ских художников как вспомогательные иллюстрации для знакомства и да­ же изучения экзотичной для европейцев первозданно-дикой природы ок­ раин огромной империи»1, - высказал своё субъективное мнение А. Тол­ стой, доктор искусствоведения. В 1907 году увидела свет книга «У самоедов», отпечатанная с цвет­ ными иллюстрациями в г. Лейпциге издателем А.Ф. Девриером. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А.А. Бо­ рисов устраивает выставку в столице Австрии. Венские художники не слу­ чайно пригласили его: у них на полярную тему работали Ю. Пайпер и 1Толстой А.В. Художники русской эмиграции. - М., 2005. - С. 89. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz