Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
раблестроителя профессора Политехнического института А.П. Фан-Дер- Флита опытными поморами было построено в деревне Колежма (на берегу Белого моря) одномачтовое судно водоизмещением 40 тонн, предназна ченное для плавания во льдах. В нём, как и у «Фрама» полярника Амунд сена, была использована особенность русского поморского коча - выжи мать яхту на поверхность льда при его сжатии. Ее художник назвал «Мечта». После возвращения с Арктики Борисов, можно уже сказать - поляр ный художник, привёз массу уникальных пленэрных этюдов, написанных в условиях суровой природы Заполярья: «Ночь в Большеземельной тунд ре», «Карское море. Вид Новой Земли» и другие. Уже в этих работах ху дожник точно передаёт эффекты высокоширотного освещения, тональное решение в передаче снежных поверхностей, заснеженных гор и ледников. В Санкт-Петербургской академии художеств он пишет конкурсную картину, монументальное полотно в мастерской А.И. Куинджи в 1896 го ду, обобщающее впечатления молодого живописца от первого путешест вия на Новую Землю. Название огромного сюжетного пейзажа-«В области вечного льда. Лето», 2x3,5 м. Сразу же эту работу приобрёл П. Третьяков. Начало XX века - время освоения Севера искусством и обществом. На Всемирной парижской выставке 1900 года был открыт отдел Крайнего Севера. Экспозиция его была полной неожиданностью и порази ла воображение Европы. В отличие от западных пейзажистов, писавших север, не побывав там, натурные пленэрные работы русских мастеров при влекали внимание публики. В основном отзывы западной прессы были благоприятными. Париж ский критик П. Жамо писал тогда, что Борисов «поднял на высоту живо писи пейзажи, которые до этого нигде не были отражены, кроме прищу ренных глаз диких самоедов». «Наибольший успех выпал на долю довольно заурядного, но весьма эффектно работавшего живописца - Александра Борисова, который в 1907 году показал в Париже около 200(!) ярких и экзотичных, но суховато написанных пейзажей Заполярья и Арктики. Вероятно, причину этого ус пеха стоит искать в живучести традиции рассматривать произведения рус ских художников как вспомогательные иллюстрации для знакомства и да же изучения экзотичной для европейцев первозданно-дикой природы ок раин огромной империи»1, - высказал своё субъективное мнение А. Тол стой, доктор искусствоведения. В 1907 году увидела свет книга «У самоедов», отпечатанная с цвет ными иллюстрациями в г. Лейпциге издателем А.Ф. Девриером. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А.А. Бо рисов устраивает выставку в столице Австрии. Венские художники не слу чайно пригласили его: у них на полярную тему работали Ю. Пайпер и 1Толстой А.В. Художники русской эмиграции. - М., 2005. - С. 89. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz