Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

гией можно уйти и дальше Новой Земли, где Борисов прожил несколько месяцев, познакомился с белым медведем, цингой, тюленьим жиром... в этюдах можно проследить развитие большого таланта и будущего крупно­ го пейзажиста»1. Н. Рерих, соученик Борисова по классу Куинджи, в своих листах дневника метко называет его «поэтом Севера, баяном льдов и полуночного солнца». Кроме Крайнего Севера, мастер работал и на Соловецком острове, в Печенге у игумена Ионафана на Мурманском побережье. В своей книге «У самоедов» Борисов писал: «После природы родных лесов Вологодской губернии наибольшее впечатление произвели на меня льды и белые ночи Соловецкие, и, может быть, по этой причине меня все­ гда тянуло на Север, хотя до этого рассказы и описания полярных путеше­ ствий не давали душе моей покоя... В голове роились мысли о местах, где когда-то бывали малоизвестные подвижники русского дела... и брала до­ сада, что рядом с этими священными, для всякого русского, именами прихо­ диться встречаться на искони русском побережье с именами разных ино­ земных путешественников, по большей части лишь одушевлённых коры­ стными чувствами»2. Увидеть и передать полярную красоту стало мечтой молодого север­ ного живописца. В 1900 году ему собрали дом-мастерскую земляки - крас­ ноборские плотники в Поморской губе на Новой Земле. Художественная мастерская на 73-м градусе северной широты! Это позволило ему по не­ сколько месяцев наблюдать и писать по свежим впечатлениям такое раз­ нообразие арктического пленэра. Художник окончательно обосновался на Русском Севере. Его работы получили положительные отзывы М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха. Лестные отзывы налагали на него и большую ответственность перед со­ бой. Французский художник Ф. Кормон говорил: «Все наши школы - че­ пуха, человек становится художником, когда остаётся один»3. И, как бы подтверждая эту мысль, Борисов в своём дневнике воскли­ цает: «Но где все они - любимый профессор и дорогие товарищи? Здесь я всё решаю один, никто не осудит, но никто и не поддержит. Тут-то осо­ бенно чувствуешь, насколько сам ты слаб в желании передать всё, что ви­ дишь и что творится в душе»4. Его главным учителем становится северная природа. Борисов один на один с Севером начал писать серии пленэрных арк­ тических пейзажей. Зимой 1898-1899 годов по чертежам известного ко­ 1Нестеров М.В. Из писем. - Л., 1968. - С. 113. 2Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 44. 3Рерих Н. Зажигайте сердца. - М., 1975. - С. 3. 4 Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 38, 39. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz