Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
гией можно уйти и дальше Новой Земли, где Борисов прожил несколько месяцев, познакомился с белым медведем, цингой, тюленьим жиром... в этюдах можно проследить развитие большого таланта и будущего крупно го пейзажиста»1. Н. Рерих, соученик Борисова по классу Куинджи, в своих листах дневника метко называет его «поэтом Севера, баяном льдов и полуночного солнца». Кроме Крайнего Севера, мастер работал и на Соловецком острове, в Печенге у игумена Ионафана на Мурманском побережье. В своей книге «У самоедов» Борисов писал: «После природы родных лесов Вологодской губернии наибольшее впечатление произвели на меня льды и белые ночи Соловецкие, и, может быть, по этой причине меня все гда тянуло на Север, хотя до этого рассказы и описания полярных путеше ствий не давали душе моей покоя... В голове роились мысли о местах, где когда-то бывали малоизвестные подвижники русского дела... и брала до сада, что рядом с этими священными, для всякого русского, именами прихо диться встречаться на искони русском побережье с именами разных ино земных путешественников, по большей части лишь одушевлённых коры стными чувствами»2. Увидеть и передать полярную красоту стало мечтой молодого север ного живописца. В 1900 году ему собрали дом-мастерскую земляки - крас ноборские плотники в Поморской губе на Новой Земле. Художественная мастерская на 73-м градусе северной широты! Это позволило ему по не сколько месяцев наблюдать и писать по свежим впечатлениям такое раз нообразие арктического пленэра. Художник окончательно обосновался на Русском Севере. Его работы получили положительные отзывы М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха. Лестные отзывы налагали на него и большую ответственность перед со бой. Французский художник Ф. Кормон говорил: «Все наши школы - че пуха, человек становится художником, когда остаётся один»3. И, как бы подтверждая эту мысль, Борисов в своём дневнике воскли цает: «Но где все они - любимый профессор и дорогие товарищи? Здесь я всё решаю один, никто не осудит, но никто и не поддержит. Тут-то осо бенно чувствуешь, насколько сам ты слаб в желании передать всё, что ви дишь и что творится в душе»4. Его главным учителем становится северная природа. Борисов один на один с Севером начал писать серии пленэрных арк тических пейзажей. Зимой 1898-1899 годов по чертежам известного ко 1Нестеров М.В. Из писем. - Л., 1968. - С. 113. 2Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 44. 3Рерих Н. Зажигайте сердца. - М., 1975. - С. 3. 4 Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 38, 39. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz