Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

русском искусстве дореволюционной поры, но и во всей европейской жи­ вописи... Замечательное творчество А.А. Борисова представляет очень большой интерес»1. С 1834 года, ещё будучи учеником Академии художеств, он каждое лето ездил на Север. А.А. Рылов писал в своих «Воспоминаниях»: «Пока часть нашей мастерской писали этюды в Крыму, северянин А.А. Борисов работал за Полярным кругом на Новой Земле. Он первый из художников побывал в этих местах и привёз много интересных пленэрных этюдов су­ рового края... а также целую сёмгу, которую мы с аппетитом уничтожали за чаем» . Многолетнее пребывание Борисова в его мастерской в атмосфе­ ре творчества заметно обогатило палитру молодого художника. Борисов работал за Полярным кругом: побывал вдоль Мурманского побережья и Скандинавии до Тронхейма. Три весенних месяца 1896 года провёл на Мурмане (Печенга, Екатерининская гавань, Териберка), затем ещё три месяца писал этюды на Новой Земле, в районе пролива Маточкин Шар в составе экспедиции Казанского университета. Побывав на Кольском полуострове, Борисов написал массу пленэрных этюдов, некоторые из них смотрелись вполне законченными полотнами. Среди множества мотивов он часто останавливался на сюжетах летней полярной ночи с её феериче­ скими световыми эффектами. Среди этого мурманского цикла картины: «Весенняя ночь на Мурмане», «Полночь на Мурмане», «Летняя ночь на Белом море». Он сопровождал в качестве рисовальщика и фотографа министра фи­ нансов С.Ю. Витте в 1834 году. Из этой поездки он привёз около 150 этю­ дов, часть которых экспонировалась в 1897 году на академической выстав­ ке в Петербурге. Эти работы вызвали восхищение В.М. Васнецова, одобри­ тельные отзывы В.В. Стасова. А И.Е. Репин так отозвался о пейзажах моло­ дого художника: «Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шку­ рах... - всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды»3. На выпускном курсе Академии Борисов впервые попадает на Новую Землю. Все новоземельские этюды его первой выставки в Петербурге (1886) были закуплены П. Третьяковым. Обратил внимание на эти работы М.В. Нестеров. В одном из писем он пишет в 1896 году: «...C такой энер­ 1Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 48-49. 2 Рылов А.А. Воспоминания. - Л., 1977.- С . 74. 3 Воспоминания, статьи письма из-за границы И.Е. Репина / Под ред. П.Б. Северовой. - СПб., 1901.- С . 251-252. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz