Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
чество составляет ярчайшую страницу. На рубеже двух столетий, в эпоху развития декадентства и упаднических настроений в искусстве, Крыжиц- кий, будучи одарённым педагогом, был одним из продолжателей славных традиций пленэрной живописи Шишкина, Саврасова, Васильева. В картине мастера «Норвежский фиорд» с поразительной поэтично стью передана беспредельность сурового заполярного мотива. Крыжицкий виртуозно передаёт разные планы картины, подчёркивая движение в глу бину водной поверхности и крутых склонов фиорда на заднем плане с за снеженными пиками острых горных вершин. Величием размеренной жиз ни дышит каждая деталь картины. И всё же в этих работах экзотическая подача заслоняет живое пленэрное состояние. Одно из последних эмоциональных воспоминаний о Норвегии оста вила А.П. Остроумова-Лебедева, которая провела в этой стране всего не сколько дней, возвращаясь в 1914 г. в Россию: «Утром мы уехали из Бер гена. Грандиозный пейзаж развертывался перед нами, когда мы подыма лись и переваливали через Скандинавские горы... Красота фиордов была поразительна. Я стояла у окна и торопилась набрасывать красками в свой блокнот мелькающие мимо чудные виды... Какой божественный пейзаж! На первом плане громоздились горы, быстро передвигаясь и то и дело от крывая сине-сизые дали, замыкавшие тихие, глубокие фиорды. Ярко- красные домики, как огоньки, окаймляли их берега... Норвегия - прекрас ная страна!»1. Литературный пленэрный пересказ, увиденный глазами ху дожницы. Одним из первооткрывателей северного пленэра, посвятившим этой теме всю свою жизнь, был художник А.А. Борисов (1866-1934). Поразительной его чертой является верность теме. Ничего, кроме се верных пленэрных мотивов, он никогда не писал, не искал никакой другой темы - только Русский Север! Мы знаем ряд художников, посетивших Крайний Север, для которых это было мимолётным эпизодом творческих поездок. Борисов по праву считается пионером живописного пленэрного освоения Арктики и её пев цом. Известный исследователь Арктики В.А. Васнецов пишет в своей кни ге «Под звёздным флагом Персея»: «Борисов... был замечательным ху дожником, прекрасно знавшим Север... В Арктике Борисов был не быст ролётным туристом, он был в нём своим. Художник не только видел Се вер, он чувствовал его всем своим существом. И нет лучше художника, ко торый бы с таким знанием и чувством умел передать в своих произведени ях красоту полярных пейзажей, их величие, их настроение»2. Искусствовед Н. Барсамов в своей книге «Море в русской живописи» отмечает: «Содержание картин Борисова не имело аналогов не только в 1Остроумова-Лебедева А.П. Воспоминания. - Л., 1974. - С. 21. 2Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб., 1907. - С. 34. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz