Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

блеском использует свою акварельную технику для передачи увиденных им заполярных мотивов. «Живописные способности Альбера проявились ещё тогда, когда он готовился быть архитектором; на его счастье, в те времена жил и работал в России один из самых изумительных мастеров акварельной техники - ми­ ланец Луиджи Премацци... Вот с этими знаниями, со всеми “секретами”, со всей “кухней акварели” Премацци и успел поделиться со своим лучшим учеником, с Альбером Бенуа, но ученик, преодолев трудности учения, поч­ ти сразу отошёл от заветов учителя, дав свободу своему темпераменту... Особенно удавались ему скоро меняющиеся эффекты»1. Большую часть работ Бенуа выполнял акварелью и цветными каран­ дашами небольшого размера. Экспедиция завершилась показом персо­ нальной выставки сделанных во время путешествия работ в Мурманске в «Доме моряков» 8 октября 1920 года. Тонкие по исполнению и колоритные северные пленэрные акварели Бенуа смогли видеть посетители этой вы­ ставки. Один из уникальных листов «Летний вечер на Мурманском побере­ жье» передаёт яркую атмосферу северного заката над Кольским заливом с первыми причалами города. На другом передан закат уже над островом Колгуевым в Карском море, где подсвеченные заходящим солнцем облака контрастируют над тёмными, но прозрачно выполненными горами аркти­ ческого побережья. Бенуа - один из первых художников, который неодно­ кратно изображал неуловимые сполохи северного сияния. На одном ри­ сунке из дневника он помечает: «Всё хорошо, всё прекрасно... Всё прой­ дёт, минует, и останутся только дивные сны о прошлом». Редкий рисунок цветными карандашами «Гора Соловарка близ Колы». Сейчас это место сильно застроено, но гора, свидетельница былой истории и узнаваемая благодаря этой работе, всё также нависает над современной Колой. Русские художники все чаще стали обращаться к теме Севера. Мно­ гие из них, не ограничиваясь традиционным путешествием по России и Финляндии, предпринимали поездки в Норвегию. Вот отрывок из опубли­ кованной в газете «Московские ведомости» рецензии на пейзаж Л.Ф. Ла- горио с изображением норвежского фьорда: «...Спокойствие разлито в изображении Норвежского фьорда, с трех сторон обрамленного скалами и горами, среди которых водяная скатерть, подернутая чуть заметной рябью. Но в то время как гранитные скалы, замыкающие фьорды, сурово встают высокими каменными стенами, в глубине, прямо против зрителя, живут и дышат горы, спускающиеся от снежных вершин бесчисленными перехо­ дами до самого берега, в средней своей части уже покрытыми зеленью...». Пейзажи с видами Норвегии неоднократно писал К.Я. Крыжицкий. В истории отечественного искусства конца XIX - начала XX веков его твор­ 1Бенуа А.Н. Мои воспоминания. - М., 1980. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz