Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
1900 года в Париже. В журнале «Искусство и художественная промыш ленность» было дано подробное описание панно художника: «...г. Корови ным... исполняются живописные работы для Северного отдела на той же выставке. Часть их будет служить фризом громадной длины - в общем около 90 аршин; на нем развернется панорама нашего Европейского Севе ра... Фриз в настоящее время окончен, он исполнен масляными красками на нескольких отдельных полотнах»1. Эти работы затруднительно отнести к чистому пленэру, но в них последовательно наблюдается творческая ли ния Коровина: этюд, декорация, панно. После путешествия К. Коровина и В. Серова многие молодые худож ники обратились к теме Русского Севера. На рубеже ХІХ-ХХ столетий в этих краях побывали Н. Рерих, И. Билибин, Б. Григорьев, А. Бенуа, А. Ар хипов, В. Переплетчиков, М. Врубель, П. Кузнецов и многие другие. И да же пейзажисты другой сюжетной направленности передали суровый север: И. Шишкин «На Севере диком» и И. Айвазовский «Ледяные горы». Отметим, что последняя картина, при всей её романтичности, - пример того, как по являются работы, условные по выполнению без знания северного пленэра. Вспомним других художников, которые создали пленэрные произве дения, побывав на Кольской земле. Впервые геологические исследования Кольского залива проводились учёным П.В. Витенбургом в 1918 году и продолжились в 1920. В состав экспедиции был включён художник А.Н. Бенуа. В свои 68 лет академик живописи с удовольствием собрался в столь необычное путешествие. О творчестве своего старшего брата написал в «Моих воспоминаниях» зна менитый уже тогда художник Александр Бенуа: «...в 80-х и 90-х годах Альберт стал одним из любимейших русских художников; его акварели раскупались нарасхват... ему был поручен акварельный класс в Академии, члены “Общества акварелистов” избрали его своим председателем. Это общество, созданное в 1880 году на основе небольшого кружка художников, объединило лучших акварелистов того времени: Л.О. Премацци, С.Ф. Алек сандровский, А.П. Соколов, А.К. Бегров, Н.Н. Каразин и другие. Рисование акварелью стало модным увлечением, но, с другой стороны, техника аква рельной живописи помогала художникам осветлить свою палитру, а также пользоваться ею во время путешествий как более мобильной пленэрной техникой живописи. История искусства знает немало примеров топогра фического, архитектурного, ботанического, пейзажного направления с ис пользованием акварели. В данном случае мастерство Бенуа позволило ему добиться в своих акварелях богатой нюансировки в передаче изменчивых состояний: земли, водных поверхностей, заполярного неба, создающих во взаимосвязи то, что создаёт в конечном результате образ Севера. Мастер с 1Изгой Р. Наши художественные дела // Искусство и художественная промышленность. - 1 8 9 9 ,-№ 5 . - С . 376. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz