Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

1900 года в Париже. В журнале «Искусство и художественная промыш­ ленность» было дано подробное описание панно художника: «...г. Корови­ ным... исполняются живописные работы для Северного отдела на той же выставке. Часть их будет служить фризом громадной длины - в общем около 90 аршин; на нем развернется панорама нашего Европейского Севе­ ра... Фриз в настоящее время окончен, он исполнен масляными красками на нескольких отдельных полотнах»1. Эти работы затруднительно отнести к чистому пленэру, но в них последовательно наблюдается творческая ли­ ния Коровина: этюд, декорация, панно. После путешествия К. Коровина и В. Серова многие молодые худож­ ники обратились к теме Русского Севера. На рубеже ХІХ-ХХ столетий в этих краях побывали Н. Рерих, И. Билибин, Б. Григорьев, А. Бенуа, А. Ар­ хипов, В. Переплетчиков, М. Врубель, П. Кузнецов и многие другие. И да­ же пейзажисты другой сюжетной направленности передали суровый север: И. Шишкин «На Севере диком» и И. Айвазовский «Ледяные горы». Отметим, что последняя картина, при всей её романтичности, - пример того, как по­ являются работы, условные по выполнению без знания северного пленэра. Вспомним других художников, которые создали пленэрные произве­ дения, побывав на Кольской земле. Впервые геологические исследования Кольского залива проводились учёным П.В. Витенбургом в 1918 году и продолжились в 1920. В состав экспедиции был включён художник А.Н. Бенуа. В свои 68 лет академик живописи с удовольствием собрался в столь необычное путешествие. О творчестве своего старшего брата написал в «Моих воспоминаниях» зна­ менитый уже тогда художник Александр Бенуа: «...в 80-х и 90-х годах Альберт стал одним из любимейших русских художников; его акварели раскупались нарасхват... ему был поручен акварельный класс в Академии, члены “Общества акварелистов” избрали его своим председателем. Это общество, созданное в 1880 году на основе небольшого кружка художников, объединило лучших акварелистов того времени: Л.О. Премацци, С.Ф. Алек­ сандровский, А.П. Соколов, А.К. Бегров, Н.Н. Каразин и другие. Рисование акварелью стало модным увлечением, но, с другой стороны, техника аква­ рельной живописи помогала художникам осветлить свою палитру, а также пользоваться ею во время путешествий как более мобильной пленэрной техникой живописи. История искусства знает немало примеров топогра­ фического, архитектурного, ботанического, пейзажного направления с ис­ пользованием акварели. В данном случае мастерство Бенуа позволило ему добиться в своих акварелях богатой нюансировки в передаче изменчивых состояний: земли, водных поверхностей, заполярного неба, создающих во взаимосвязи то, что создаёт в конечном результате образ Севера. Мастер с 1Изгой Р. Наши художественные дела // Искусство и художественная промышленность. - 1 8 9 9 ,-№ 5 . - С . 376. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz