Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

санных с натуры, необычна картина Коровина «Хаммерфест. Северное сияние». Сам по себе арктический сюжет этого полотна завораживает сво­ ей космичностью. Большая степень обобщения, неожиданная для данного периода его творчества, призрачность мерцающих переливов сияния в темноте ночи, ограниченных геометрическим силуэтом городских зданий, органно звучат в этом произведении. Как тут не привести поэтические строки Поля Верлена: Нам ведь оттенки нужны, краски грубы, Красок не нужно, оттенки лови, В них лишь сплетаются в чуткой любви Грёзы и призраки, флейты и трубы ... Может показаться, что рассудительный элемент в его творчестве име­ ет самое незначительное место, а самое главное - интуиция. В душе каж­ дого художника, наверно, начертана высокая мудрость, но она затуманива­ ется рассудком и жизнью. Цикл северных пейзажей 1894-1895 годов и картина «Зимой» завер­ шают важный этап в творческом развитии художника, обязывающий нас рассматривать его лучшие пленэрные работы в ряде произведений круп­ нейших мастеров реалистического пейзажа. В 1896 году Коровин использовал северные пленэрные эскизы для создания колоритного монументального цикла из десяти декоративных панно для оформления павильона «Крайний Север» на Всероссийской тор­ гово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. В них импрессионистический пленэр уступает место уникальному декора­ тивному чутью, возвращая нас к некоторым его удивительно гармоничным и цельным по цветовой палитре живописным декорациям. Отдельно взя­ тый серый и блёклый цвета превращаются мастером в холодный перла­ мутровый колорит. Впоследствии эти панно украшали интерьеры Ярослав­ ского вокзала в Москве. О них очень образно сказал А. Бенуа: «...Сокра­ щает он средства до минимума и тем самым достигает такой силы, такой определённости, каких не найти, пожалуй, и на Западе. Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студёные озёра, его бурные и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец, яркие фанфары жёлтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, - всё это является настоящим откровением Севера... клас­ сическим произведением русской живописи, нежели все “Фрины” и “Пом­ пеи”»1. Работы Коровина не только имели успех у зрителей, но и получили самые положительные отзывы художников и критиков. Не случайно он вскоре получил заказ на оформление русского отдела Всемирной выставки 1Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. - 2-е изд. - М., 1898. - С. 366. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz