Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
реке Паз, а затем вокруг Скандинавии, мимо изрезанных фиордами берегов Норвегии, в Стокгольм и домой, в Россию». Интерес к северным областям страны охватил на рубеже XIX и XX столетий самые разные слои русского общества. Богатая природа Се вера не могла не заинтересовать крупных промышленников, которые вы деляли значительные средства на организацию экспедиций с целью освое ния края. В то же время идея национального возрождения, которой была проникнута вся русская культура этой эпохи, побуждала художников ис кать островки сохранившейся народной культуры, не затронутой грубым влиянием цивилизации. Живописцы, совершившие путешествия на север, раскрыли для себя новые возможности пленэрной живописи. Многие из них, пораженные своеобразной красотой и спецификой жизненного уклада этого края, оставили воспоминания о путешествиях, наполненные востор женными описаниями природы и подробностями быта местных жителей. Привезённые ими материалы являются вкладом в искусство северно го пленэра, особенно важным для начального этапа его развития. Коровину в этом деле принадлежит, несомненно, немаловажная роль, поскольку он и впоследствии много работал над образом Севера. В 1895 году в Москве вышла книга Евгения Львова (Е.В. Кочетова) «По студеному морю. Поезд ка на Север», где впервые были воспроизведены тридцать пленэрных этю дов Коровина и Серова. В этих скромных по мотивам произведениях хо лодный серебристый колорит красив, строг и гармоничен, несмотря на ка жущуюся монохромность. И.Э. Грабарь в своей монографии о Серове под чёркивает влияние Коровина, особенно заметное в «намеренной серости» колорита его произведений, в «культе серебряных гамм». На такое же влияние в своё время указывал и искусствовед Н. Пунин. Стоит отметить большое полотно Коровина «На набережной Архан гельска», недавно отреставрированное и показанное в 2010 году в Госу дарственном русском музее. Оно наглядно характеризует подчинение мас тером западноевропейской импрессионистической манеры национальными традициями русского реалистического пленэра. Впоследствии Коровин в своих воспоминаниях подчёркивал, на сколько его и Серова поразила северная природа, ее особые краски и, главное, непривычный свет. Художники писали светлыми ночами, вслед ствие этого палитра обоих мастеров становится более однотонной, лишен ной интенсивных цветовых сочетаний. Такая перемена была особенно ра зительна для Коровина. Именно на Севере в его стиле произошел перелом: от ярких, легких солнечных видов крымской серии, исполненных в им прессионистичной манере, художник переходит к более строгой палитре, лапидарным формам пленэра Русского Севера. В северных пленэрных этюдах Коровина «Зима в Лапландии», «Мур манский берег», «На дальнем Севере» и в других обращает внимание пла стичность трактовки выбранных мотивов. Кроме северных этюдов, напи 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz