Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

реке Паз, а затем вокруг Скандинавии, мимо изрезанных фиордами берегов Норвегии, в Стокгольм и домой, в Россию». Интерес к северным областям страны охватил на рубеже XIX и XX столетий самые разные слои русского общества. Богатая природа Се­ вера не могла не заинтересовать крупных промышленников, которые вы­ деляли значительные средства на организацию экспедиций с целью освое­ ния края. В то же время идея национального возрождения, которой была проникнута вся русская культура этой эпохи, побуждала художников ис­ кать островки сохранившейся народной культуры, не затронутой грубым влиянием цивилизации. Живописцы, совершившие путешествия на север, раскрыли для себя новые возможности пленэрной живописи. Многие из них, пораженные своеобразной красотой и спецификой жизненного уклада этого края, оставили воспоминания о путешествиях, наполненные востор­ женными описаниями природы и подробностями быта местных жителей. Привезённые ими материалы являются вкладом в искусство северно­ го пленэра, особенно важным для начального этапа его развития. Коровину в этом деле принадлежит, несомненно, немаловажная роль, поскольку он и впоследствии много работал над образом Севера. В 1895 году в Москве вышла книга Евгения Львова (Е.В. Кочетова) «По студеному морю. Поезд­ ка на Север», где впервые были воспроизведены тридцать пленэрных этю­ дов Коровина и Серова. В этих скромных по мотивам произведениях хо­ лодный серебристый колорит красив, строг и гармоничен, несмотря на ка­ жущуюся монохромность. И.Э. Грабарь в своей монографии о Серове под­ чёркивает влияние Коровина, особенно заметное в «намеренной серости» колорита его произведений, в «культе серебряных гамм». На такое же влияние в своё время указывал и искусствовед Н. Пунин. Стоит отметить большое полотно Коровина «На набережной Архан­ гельска», недавно отреставрированное и показанное в 2010 году в Госу­ дарственном русском музее. Оно наглядно характеризует подчинение мас­ тером западноевропейской импрессионистической манеры национальными традициями русского реалистического пленэра. Впоследствии Коровин в своих воспоминаниях подчёркивал, на­ сколько его и Серова поразила северная природа, ее особые краски и, главное, непривычный свет. Художники писали светлыми ночами, вслед­ ствие этого палитра обоих мастеров становится более однотонной, лишен­ ной интенсивных цветовых сочетаний. Такая перемена была особенно ра­ зительна для Коровина. Именно на Севере в его стиле произошел перелом: от ярких, легких солнечных видов крымской серии, исполненных в им­ прессионистичной манере, художник переходит к более строгой палитре, лапидарным формам пленэра Русского Севера. В северных пленэрных этюдах Коровина «Зима в Лапландии», «Мур­ манский берег», «На дальнем Севере» и в других обращает внимание пла­ стичность трактовки выбранных мотивов. Кроме северных этюдов, напи­ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz