Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
дой. В этих работах пленэрное мастерство наложено на фантастические сюжеты. Однако особый, неповторимый образ Севера был найден в годы его молодости. Первые искренние пленэрные впечатления оказались са мыми живыми. На первый взгляд может показаться, что пленэрные пейзажи Писахо- ва однообразны. Это всегда море, скалистый берег и тонкие, словно без жизненные сосны, среди которых выделяется одна - высокая и сильная. Возможно, именно потому что Писахов в разное время года, суток, в раз ные годы жизни так часто повторял один и тот же мотив, он и сумел соз дать запоминающийся образ северного пейзажа, который часто называли «писаховские сосенки». Зимние пленэрные пейзажи Писахова создают особенно лиричный образ серебристой русской зимы: «Туман надвигается», «Полночь. Июнь в Беломорье» (1911). Один из лучших своих пейзажей художник написал еще в 1909 году на Кий-острове - «Берег Белого моря. Восход солнца». Писа хов увидел в ландшафтах Севера и драматические нотки. В 1905 году, во время поездки по Новой Земле, он был поражен видом- красно-оранжевых цветов, пробивающихся между камней. Яркие пятна напомнили художни ку капли невинно пролитой крови. В показанной на всесоюзной выставке «X лет Октября» картине «Памятник жертвам интервенции на Иоканьге» (1927) художник также написал цветущие камнеломки: северные цветы, словно скульптурно вылепленные краской. Заметим, что многие художни ки, работая над северным пленэром, часто используют живописный перед ний план, напоминающий цветной гобелен от разнообразной фактурной растительности. Пейзажи Писахова по мастерству не уступают работам многих имени тых художников. Иногда художник пытается отобразить и то новое, что вошло в жизнь советской Арктики. Пленэрные пейзажи Писахова 1930-х го дов уступают его ранним работам. Однако есть одна картина, которая мог ла бы стать символом освоения советским человеком просторов Крайнего Севера, - «Советская Арктика. Бухта Смидовича». Очень эмоциональная, пленэрная по цвету, она композиционно выстроена и выразительна по кон трастному освещению снежного покрова. Паломничество на Русский Север стало с середины 90-х годов рас пространённым явлением в среде молодых представителей московской живописной школы. Внимание к северному пленэру не ослабевает и по догревается интересом зрителей к этой новой необычной теме, такой от личной от традиционного пленэра средней полосы России. Не остался в стороне от этого увлечения Севером и уже известный то гда художник П.В. Кузнецов - ученик К. Коровина, В. Серова, В. Борисова- Мусатова. С помощью С.И. Мамонтова художник совершил поездку на се вер в 1902 году, после которой вспоминал: «Савва Иванович разработал мой маршрут - через Архангельск, в русские становища на пограничной 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz