Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

дой. В этих работах пленэрное мастерство наложено на фантастические сюжеты. Однако особый, неповторимый образ Севера был найден в годы его молодости. Первые искренние пленэрные впечатления оказались са­ мыми живыми. На первый взгляд может показаться, что пленэрные пейзажи Писахо- ва однообразны. Это всегда море, скалистый берег и тонкие, словно без­ жизненные сосны, среди которых выделяется одна - высокая и сильная. Возможно, именно потому что Писахов в разное время года, суток, в раз­ ные годы жизни так часто повторял один и тот же мотив, он и сумел соз­ дать запоминающийся образ северного пейзажа, который часто называли «писаховские сосенки». Зимние пленэрные пейзажи Писахова создают особенно лиричный образ серебристой русской зимы: «Туман надвигается», «Полночь. Июнь в Беломорье» (1911). Один из лучших своих пейзажей художник написал еще в 1909 году на Кий-острове - «Берег Белого моря. Восход солнца». Писа­ хов увидел в ландшафтах Севера и драматические нотки. В 1905 году, во время поездки по Новой Земле, он был поражен видом- красно-оранжевых цветов, пробивающихся между камней. Яркие пятна напомнили художни­ ку капли невинно пролитой крови. В показанной на всесоюзной выставке «X лет Октября» картине «Памятник жертвам интервенции на Иоканьге» (1927) художник также написал цветущие камнеломки: северные цветы, словно скульптурно вылепленные краской. Заметим, что многие художни­ ки, работая над северным пленэром, часто используют живописный перед­ ний план, напоминающий цветной гобелен от разнообразной фактурной растительности. Пейзажи Писахова по мастерству не уступают работам многих имени­ тых художников. Иногда художник пытается отобразить и то новое, что вошло в жизнь советской Арктики. Пленэрные пейзажи Писахова 1930-х го­ дов уступают его ранним работам. Однако есть одна картина, которая мог­ ла бы стать символом освоения советским человеком просторов Крайнего Севера, - «Советская Арктика. Бухта Смидовича». Очень эмоциональная, пленэрная по цвету, она композиционно выстроена и выразительна по кон­ трастному освещению снежного покрова. Паломничество на Русский Север стало с середины 90-х годов рас­ пространённым явлением в среде молодых представителей московской живописной школы. Внимание к северному пленэру не ослабевает и по­ догревается интересом зрителей к этой новой необычной теме, такой от­ личной от традиционного пленэра средней полосы России. Не остался в стороне от этого увлечения Севером и уже известный то­ гда художник П.В. Кузнецов - ученик К. Коровина, В. Серова, В. Борисова- Мусатова. С помощью С.И. Мамонтова художник совершил поездку на се­ вер в 1902 году, после которой вспоминал: «Савва Иванович разработал мой маршрут - через Архангельск, в русские становища на пограничной 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz