Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

«Белая ночь. Восход солнца» (1901). Некоторые итальянские критики на­ зывали колорит его работ «нежнейшим сиянием разреза слитка серебра». Поиск божественной «солнечной теплоты», которая могла бы возро­ дить в человеке духовную природу, Писахов связывает с Арктикой. Он был знаком с художественной жизнью Петербурга и европейских культур­ ных центров. Но каждый год возвращался на Север, ведь именно благодаря ему он стал художником. Степану Григорьевичу удалось сказать свое сло­ во, отметить то особое, неповторимое, что присуще только этому уголку земли. Пленэрные работы, выполненные во время поездок на Карское море, Печору, Пинегу и Белое море, вылились в два цикла: «Северный лес» и «Старые избы». Последние пленэрные произведения - небольшая часть огромной работы, проделанной Писаховым для увековечения памятников северной архитектуры и изображения её в обширных этнографических за­ рисовках. Всё в сумрачных серо-коричневых тонах. Такой колорит часто навевает на нас ностальгию по прошлому, когда мы разглядываем старые фотографии. В этих работах ещё чувствуется влияние пейзажистов начала XIX века. А в его картинах беломорского цикла - ощущение бесконечности ми­ роздания. Природа раскрывается перед человеком, сливается с его сущест­ вом. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны. Особый се­ верный пленэрный свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный ле­ том. Удивляет умение показать бесчисленное множество оттенков белого, что подчёркивает его внимательное изучение различных пленэрных со­ стояний северной природы. На примере работы «Парусники у Рыбной пристани» (1912) - одной из самых ярких в творчестве художника - можно увидеть мастерское вла­ дение кистью, смелость игры пастозных мазков, использование фактуры живописной поверхности холста, что делает его поиски близкими тради­ циям импрессионизма и пленэрной живописи. Фантазия художника порой подсказывала и причудливые образы. Так было в конце 1910-х годов, когда он пишет в смешанной технике акварели и масляных красок серию «Сны». На картинах тянутся кверху сказочные деревья с гибкими стволами. И не сразу угадаешь, что это плывет над водой: причудливое облако или крона дерева? Особенно завораживают деревянные церковки, «путь к которым потерян». Кружевные тонкие линии пробегающих волн омывают неболь­ шую часовенку, порождая ассоциации с образом града Китежа. Эти работы навеяны зародившимся символизмом в России. В зрелые годы, когда Писахов становится знаменитым сказочником, он продолжает работу над изображением природы Новой Земли. Фантазия художника подсказывает ему мощные образы неведомых существ, неведо­ мых исполинских чудовищ. Камни на мысе Желания превращаются то в груду застывших животных, то в великанов с шапкой густых волос и боро­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz