Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
«Белая ночь. Восход солнца» (1901). Некоторые итальянские критики на зывали колорит его работ «нежнейшим сиянием разреза слитка серебра». Поиск божественной «солнечной теплоты», которая могла бы возро дить в человеке духовную природу, Писахов связывает с Арктикой. Он был знаком с художественной жизнью Петербурга и европейских культур ных центров. Но каждый год возвращался на Север, ведь именно благодаря ему он стал художником. Степану Григорьевичу удалось сказать свое сло во, отметить то особое, неповторимое, что присуще только этому уголку земли. Пленэрные работы, выполненные во время поездок на Карское море, Печору, Пинегу и Белое море, вылились в два цикла: «Северный лес» и «Старые избы». Последние пленэрные произведения - небольшая часть огромной работы, проделанной Писаховым для увековечения памятников северной архитектуры и изображения её в обширных этнографических за рисовках. Всё в сумрачных серо-коричневых тонах. Такой колорит часто навевает на нас ностальгию по прошлому, когда мы разглядываем старые фотографии. В этих работах ещё чувствуется влияние пейзажистов начала XIX века. А в его картинах беломорского цикла - ощущение бесконечности ми роздания. Природа раскрывается перед человеком, сливается с его сущест вом. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны. Особый се верный пленэрный свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный ле том. Удивляет умение показать бесчисленное множество оттенков белого, что подчёркивает его внимательное изучение различных пленэрных со стояний северной природы. На примере работы «Парусники у Рыбной пристани» (1912) - одной из самых ярких в творчестве художника - можно увидеть мастерское вла дение кистью, смелость игры пастозных мазков, использование фактуры живописной поверхности холста, что делает его поиски близкими тради циям импрессионизма и пленэрной живописи. Фантазия художника порой подсказывала и причудливые образы. Так было в конце 1910-х годов, когда он пишет в смешанной технике акварели и масляных красок серию «Сны». На картинах тянутся кверху сказочные деревья с гибкими стволами. И не сразу угадаешь, что это плывет над водой: причудливое облако или крона дерева? Особенно завораживают деревянные церковки, «путь к которым потерян». Кружевные тонкие линии пробегающих волн омывают неболь шую часовенку, порождая ассоциации с образом града Китежа. Эти работы навеяны зародившимся символизмом в России. В зрелые годы, когда Писахов становится знаменитым сказочником, он продолжает работу над изображением природы Новой Земли. Фантазия художника подсказывает ему мощные образы неведомых существ, неведо мых исполинских чудовищ. Камни на мысе Желания превращаются то в груду застывших животных, то в великанов с шапкой густых волос и боро 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz