Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Летом в 1910 году Пинегин побывал на Новой Земле, после той по­ ездки появилась целая серия пленэрных полярных этюдов: «Северное сия­ ние», «Ледяные скалы», «Берег Новой Земли», «Полярные льды» и другие. Тонкие по колориту, передающие цветовую взаимосвязь между небом, мо­ рем и ледяными торосами, эти законченные этюды передают всё многооб­ разие казалось бы однообразной арктической природы. Пинегин стал первым художником, который с мольбертом побывал столь далеко на Крайнем Севере. Во вступительной статье к каталогу ле­ нинградской выставки Пинегина 1959 года П.П. Ефимов писал: «Этюды, выполненные Пинегиным в экспедиции Седова, принадлежат к лучшему из всего того, что было написано художником на материале Арктики за все годы его творческой жизни...»1. Весной 1922 года в Берлине он встречается с Горьким, который со­ действует изданию его первой книги «В ледяных просторах». Позже поя­ вятся «Записки полярника», «Георгий Седов», «В стране песцов», «Новая Земля», в которых он знакомит и с условиями пленэрной работы на Край­ нем Севере. Пинегин участвовал в создании музея Арктики и Антарктики, в кото­ ром сейчас можно увидеть уникальное собрание пленэрных работ русских художников и народов Севера, работавших в Заполярье, в Арктике и Ан­ тарктике. Ещё один из художников, чьё творчество связано с северным пленэ­ ром, - Е.И. Столица (1870-1929). Живописью в Академии он занимается сначала под руководством из­ вестного пейзажиста М. Клодта, а затем - А. Куинджи, от которого унас­ ледовал пленэрную методику работы над северными мотивами. Одна из этих картин - «Ледокол Ермак в полярных льдах» - передаёт северный пленэр, практически изученный им в Арктике. Ледокол «Ермак» показан в картине среди нагроможденных вокруг него ледяных глыб про­ изводящим «работу гиганта», как выразился художник в своих записках об этом походе. Своеобразный колорит арктической природы с молочно- бирюзово-зеленоватым цветом неба и нежно-голубым сиянием, излучае­ мым только что расколотыми льдинами, резко контрастирует с клубами темного дыма, исторгаемыми трубами ледокола. На протяжении всей сво­ ей творческой жизни Столица не раз возвращался к северному пленэру. Другой живописец, посвятивший своё творчество северу, - С.Г. Пи- сахов, уроженец Архангельского края. Знаток северного искусства, народ­ ных легенд и преданий, автор удивительных сказок. Основная тема живописных работ Писахова - беломорские пейзажи, лирические с тонкими деревцами на прибрежных скалах. Одно из полотен 'Николай Васильевич Пинегин. Каталог выставки. 1958 / Сост., вступ. ст. П.П. Ефи­ мов. - J I., 1959. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz