Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
вавшие передовых людей. Они двигали вперёд искусство пейзажа, обога щая его новыми средствами выражения. И в этом заключается основное отличие русской пленэрной живописи от западноевропейской этого же пе риода. Слова Репина в одном из его писем как бы программируют это: «...дух истории - вот наши темы, как мне кажется; краски у нас - орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш - не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, её душу, он должен располо жить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке»1. Каждый художник шёл своим путём к утверждению того нового, что составляло общую черту передового реалистического искусства этого пе риода, впитывая в себя и перерабатывая импрессионистический подход к пленэрной живописи. Рассмотрим, как эти тенденции зарождения северно го пленэра проявили себя на уникальном материале Русского Севера. Про анализируем творчество художников, чьё постижение северного пленэра стало смыслом их жизни. Одним из основных первооткрывателей был Н.В. Пинегин (1883— 1940) - профессиональный путешественник, исследователь, художник, пи сатель, отдавший всю свою жизнь Северу, чьё творческое и научное насле дие представлено во многих музеях мира. Главной мечтой Пинегина была Арктика, и в 1905 году он отправля ется в свое первое путешествие на Север, в район Северной Двины. В 1907 году поступает в Петербургскую Академию художеств. «Купить по больше красок, пороху, дроби и пуль - и ехать в сторону чудес - волшеб ный Север», - писал художник о своих мечтах2. Летом 1908 года он едет в Архангельск и становится членом Архан гельского общества изучения Русского Севера, которое организует для мо лодого художника путешествие на Мурман (Кольский п-ов). Пинегин по бывал на Туломе, Нотозере, поработал в Коле, Печенге, на Айновых ост ровах. Художник представил в дополнение к отчету пленэрные этюды, ко торые экспонировались на осенней ученической выставке. Кроме того, ре зультатом этого путешествия явилась первая литературная работа Пинеги на «Айновы острова», в которой тот эмоционально описывает уникальные уголки Заполярья, птичьи базары. Позже на склоне лет этот материал во шёл в шесть глав книги «Записки полярника»». «Ещё дальше на Север! - читаем мы в этих записках. - Там человек - свободный охотник... Есть Новая Земля, страна совсем первобытна. Туда - в свободную, полночную страну»3. Русский элемент романтичности всегда будет присутствовать в пле нэрных произведениях художников, работавших над образом Севера. 1Переписка И.Н. Крамского. - М.: Искусство, 1954. - Т. 2. - С. 303. 2 Визе В.Ю. Николай Васильевич Пинегин // Литературный современник. - 1940. - № 12.- С . 1. 3Там же. - С. 2. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz