Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

вавшие передовых людей. Они двигали вперёд искусство пейзажа, обога­ щая его новыми средствами выражения. И в этом заключается основное отличие русской пленэрной живописи от западноевропейской этого же пе­ риода. Слова Репина в одном из его писем как бы программируют это: «...дух истории - вот наши темы, как мне кажется; краски у нас - орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш - не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, её душу, он должен располо­ жить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке»1. Каждый художник шёл своим путём к утверждению того нового, что составляло общую черту передового реалистического искусства этого пе­ риода, впитывая в себя и перерабатывая импрессионистический подход к пленэрной живописи. Рассмотрим, как эти тенденции зарождения северно­ го пленэра проявили себя на уникальном материале Русского Севера. Про­ анализируем творчество художников, чьё постижение северного пленэра стало смыслом их жизни. Одним из основных первооткрывателей был Н.В. Пинегин (1883— 1940) - профессиональный путешественник, исследователь, художник, пи­ сатель, отдавший всю свою жизнь Северу, чьё творческое и научное насле­ дие представлено во многих музеях мира. Главной мечтой Пинегина была Арктика, и в 1905 году он отправля­ ется в свое первое путешествие на Север, в район Северной Двины. В 1907 году поступает в Петербургскую Академию художеств. «Купить по­ больше красок, пороху, дроби и пуль - и ехать в сторону чудес - волшеб­ ный Север», - писал художник о своих мечтах2. Летом 1908 года он едет в Архангельск и становится членом Архан­ гельского общества изучения Русского Севера, которое организует для мо­ лодого художника путешествие на Мурман (Кольский п-ов). Пинегин по­ бывал на Туломе, Нотозере, поработал в Коле, Печенге, на Айновых ост­ ровах. Художник представил в дополнение к отчету пленэрные этюды, ко­ торые экспонировались на осенней ученической выставке. Кроме того, ре­ зультатом этого путешествия явилась первая литературная работа Пинеги­ на «Айновы острова», в которой тот эмоционально описывает уникальные уголки Заполярья, птичьи базары. Позже на склоне лет этот материал во­ шёл в шесть глав книги «Записки полярника»». «Ещё дальше на Север! - читаем мы в этих записках. - Там человек - свободный охотник... Есть Новая Земля, страна совсем первобытна. Туда - в свободную, полночную страну»3. Русский элемент романтичности всегда будет присутствовать в пле­ нэрных произведениях художников, работавших над образом Севера. 1Переписка И.Н. Крамского. - М.: Искусство, 1954. - Т. 2. - С. 303. 2 Визе В.Ю. Николай Васильевич Пинегин // Литературный современник. - 1940. - № 12.- С . 1. 3Там же. - С. 2. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz