Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна... серые камни в кругах чудесами полны»1. Позже мы видим уже серию пленэрных работ, передающих уникаль­ ные северные достопримечательности: «Стражи снега», «Сергий строи­ тель», «Соловецкий монастырь», «Старый Псков» и др. Начавшийся в последние десятилетия XIX века подъём пейзажной живописи в русском изобразительном искусстве объясняется не только тем, что в этом жанре творили в то время много замечательных художни­ ков первой величины. Увлечённо работали и большинство живописцев, которые по своему таланту и мастерству уступали корифеям пленэра, но оставляли свой след в развитии отечественной пейзажной живописи, в том числе и в северном пленэре. Редко упоминающийся в научных искусство­ ведческих исследованиях пейзажист А.И. Мещерский писал мотивы на се­ вере. Попытку пленэрной живописи можно видеть в его работе «Зимний вечер в Финляндии» (1886). Молодой художник, вступивший в Товарищество в 80-е годы, Н.Н. Дубовской был единственным художником, учившимся в пейзажной мастерской Академии художеств у известного пейзажиста М.К. Клодта, который требовал от учеников законченности и детальной проработки в изображении предметов. Среди многих живописных мотивов, в связи с рассматриваемой нами темой, обращала внимание на выставке пленэрная картина Дубовского «Зима». Стасов о ней писал: «...Его небольшая карти­ на “Зима” всех поразила. Снег много раз бывал прекрасно написан у нас в картинах (хотя иные позабыли это и печатно уверяют теперь в противном): довольно вспомнить многие картины Мещерского, Клевера, Верещагина... Но г. Дубовской по-новому взглянул на снег, по-своему передал его... Всё это чудесно - хорошо и ново»2. Старшее поколение пейзажистов не смогло в полной мере преодолеть традиции академического классического искусства. Относительная пле- нэрность их работ несёт ещё на себе эти влияния тоновой живописи. Младшее поколение пейзажистов-передвижников в 80-90-х годах ис­ кало каждый по своему пути дальнейшего развития пленэрного творчества на почве завоеваний своих предшественников. Нельзя не согласиться, по мнению Ф.С. Мальцевой, с высказыванием Бенуа о том, что «всю донельзя разнохарактерную массу художников последнего двадцатилетия» связыва­ ли воедино «влюбленность в красоту и отсутствие тенденциозности»3. Можем здесь не согласиться с «отсутствием тенденциозности». Надо ска­ зать, что вся эта группа пейзажистов продолжала воплощать, как и их кол­ леги старшего поколения, в образах пейзажа общественные идеи, волно­ 1Сойни Е.Г. Николай Рерих и Север. - Петрозаводск, 1987. - С. 28. 2 Стасов В.В. Избр. соч.: В 2 т. - М.; JL: Искусство, 1937. - Т. 1. - С. 356-366. 3 Бенуа А.Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. - СПб.: Знание, 1901— 1902.- Ч . 1 .-С . 195. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz