Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
приятие учителя: повышенный цветовой фон и контраст дополнительных цветов. Появились первые профессиональные художники, связавшие своё пленэрное творчество с Крайним Севером. Ученик Академии художеств Е.И. Столица участвовал в походе «Ер мака» в Северный Ледовитый океан. Московский художник В.В. Пере плётчиков передал в своей работе уникальный уголок - место с Николь ской клетской церковью и колокольней в древнем селе Ковде «Белое море. Кандалакша» (1903). А.Е. Архипов, впервые в 1902 году попав на север, писал свои люби мые места - деревеньки на Беломорье. Художник вспоминал: «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем - всё так удивительно, необычайно... С этого момента я так переживал это пу тешествие, как будто я попал на настоящую родину». Пленэрные пейзажи художника той поры, особенно те, в которых даны переходные состояния природы, наполнены светлой и немного грустной поэзией. Это состояние поддержано пастозным пластичным мазком. Архиповские пейзажи север ных мест: «Северная деревня», «Лодочная пристань на Севере», «Ночь на Белом море» - стали непременными атрибутами выставок «Союза русских художников» и привлекли внимание художников к этим уникальным мес там Русского Севера. Живописцы Союза русских художников уделяли большое внимание русской истории, в том числе и истории Севера. Их призыв объединить молодые талантливые силы для процветания национального русского ис кусства не мог не коснуться Николая Рериха. Рерих - один из самобытных и сложных художников русской школы. Он открыл своими творческими поисками интересную и противоречивую эпоху начала нашего столетия, для которой, по словам А. Бенуа, стало ха рактерным не только «подведение концов и итогов», но прежде всего уст ремлённость к новым, далёким горизонтам искусства революционного XX века. Он был всецело поглощен вопросами скандинавско-русских связей. В архангельском художественном музее хранится картина Рериха «Волхов. Ладога», которая занимает совершенно особое место в его творчестве. Она не смогла бы появиться, если бы автор не написал целую серию пленэрных работ по северным мотивам. Может быть, его скандинавские корни позво лили ему увидеть мир глазами человека минувших эпох, когда природа полна тайн. Может, потому всё в этой природе кажется у Рериха застыв шим, превратившимся в камень: земля, деревья, облака. Прочитываются и декоративные поиски Рерихом своего стиля, его обращение к соотношени ям крупных цветовых пятен. Рерих писал о чудесах Севера так: «Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди знают о нём 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz