Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

приятие учителя: повышенный цветовой фон и контраст дополнительных цветов. Появились первые профессиональные художники, связавшие своё пленэрное творчество с Крайним Севером. Ученик Академии художеств Е.И. Столица участвовал в походе «Ер­ мака» в Северный Ледовитый океан. Московский художник В.В. Пере­ плётчиков передал в своей работе уникальный уголок - место с Николь­ ской клетской церковью и колокольней в древнем селе Ковде «Белое море. Кандалакша» (1903). А.Е. Архипов, впервые в 1902 году попав на север, писал свои люби­ мые места - деревеньки на Беломорье. Художник вспоминал: «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем - всё так удивительно, необычайно... С этого момента я так переживал это пу­ тешествие, как будто я попал на настоящую родину». Пленэрные пейзажи художника той поры, особенно те, в которых даны переходные состояния природы, наполнены светлой и немного грустной поэзией. Это состояние поддержано пастозным пластичным мазком. Архиповские пейзажи север­ ных мест: «Северная деревня», «Лодочная пристань на Севере», «Ночь на Белом море» - стали непременными атрибутами выставок «Союза русских художников» и привлекли внимание художников к этим уникальным мес­ там Русского Севера. Живописцы Союза русских художников уделяли большое внимание русской истории, в том числе и истории Севера. Их призыв объединить молодые талантливые силы для процветания национального русского ис­ кусства не мог не коснуться Николая Рериха. Рерих - один из самобытных и сложных художников русской школы. Он открыл своими творческими поисками интересную и противоречивую эпоху начала нашего столетия, для которой, по словам А. Бенуа, стало ха­ рактерным не только «подведение концов и итогов», но прежде всего уст­ ремлённость к новым, далёким горизонтам искусства революционного XX века. Он был всецело поглощен вопросами скандинавско-русских связей. В архангельском художественном музее хранится картина Рериха «Волхов. Ладога», которая занимает совершенно особое место в его творчестве. Она не смогла бы появиться, если бы автор не написал целую серию пленэрных работ по северным мотивам. Может быть, его скандинавские корни позво­ лили ему увидеть мир глазами человека минувших эпох, когда природа полна тайн. Может, потому всё в этой природе кажется у Рериха застыв­ шим, превратившимся в камень: земля, деревья, облака. Прочитываются и декоративные поиски Рерихом своего стиля, его обращение к соотношени­ ям крупных цветовых пятен. Рерих писал о чудесах Севера так: «Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди знают о нём 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz