Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга»1. Среди пленэрных этюдов Куинджи имеются «Зимы» (1885-1890, 1890-1895, 1898-1908), которые, подобно саврасовским пейзажам, чутко передают состояние погоды: сырость, таяние снега, влажность воздуха. В работе «Зима. Туман» воздушная среда превратилась в цветную пелену, со слегка проступающими цветными очертаниями призрачных деревьев. При таком понимании живописи спектр «тональности» стал богаче и сдвинулся к холодной гармонии. Появился не используемый ранее в русской пленэр­ ной живописи цветовой регистр: сиреневый, фиолетовый, жёлтый, кар­ минный, бирюзовый, лиловый - гамма цветовых сочетаний, привлёкших позже художников модерна конца XIX - начала XX веков. В поздних пейзажах северного пленэра Куинджи продолжились поис­ ки романтического декоративно-живописного образа. Пейзаж «Солнечные пятна на инее» передаёт мотив заснеженного леса с пушистыми сугробами и цветными тенями и используется художником для передачи обтекаемого обобщённого рисунка и аффектации цветного тона. Последняя из неболь­ ших работ - «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1908). В. Маслов пишет о ней, что музыкальный декоративный образ зимы вымышлен, сказочен, формы деревьев обобщены. «Цветная тональность», обретшая здесь бирю­ зовую окраску, расположена подчёркнутыми полукружиями лунного света. Здесь происходит как бы смещение двух миров: лунного, реального и не­ естественного. Это стало возможным в творчестве Куинджи после внима­ тельного постижения пленэрного разнообразия природы. Сопоставляя творчество Куинджи и его немецкого предшественника К.Д. Фридриха, мы видим, что первого привлекают не сюжеты мистиче­ ских сил небес, а грандиозный реальный мир, перед которым художник испытывает удивление и восторг. Если в реалистических пейзажных кар­ тинах Куинджи последовательно проводится миропонимание художника, то в пленэрных работах более понятно его стремление к мироощущению. В этих пленэрных произведениях в большей степени, чем в его тема­ тических пейзажах, уже проявляется влияние зарождающегося стиля мо­ дерн. Он стал одним из его первооткрывателей в России. Романтический пафос заснеженных вершин в его пленэрных поисках перетекает в некий символ прекрасного и недостижимого мира, что спустя 30 лет мы увидим и в гималайских мотивах Рериха. О многосторонности его таланта говорит и тот факт, что он как педа­ гог смог воспитать разных по творчеству будущих индивидуальных пей­ зажистов, развивавших и пленэрную живопись: Н.К. Рерих, Н.П. Химона, В.Д. Зарубин, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский. Так, в работе у одного из его учеников Химоны «Финляндия. Закат солнца» прослеживается мировос­ 1Крамской И.Н. Письма, статьи. - М., 1965.- Т . 1 .-С . 102. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz