Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Введение Анализируя достижения в пейзажной живописи прошлого и настоя­ щего, приходим к выводу, что этот жанр изобразительного искусства дос­ тигает своего совершенства чаще всего тогда, когда живописец опирается на конкретный материал объекта изображения эмоционально созвучного его творчеству. Учитывая, что значительная часть территории России за­ нимает Север, актуальность изучения специфики северного пленэра несо­ мненна. Кроме того, полученный материал позволит улучшить исследова­ ния методов обучения и развития творческой индивидуальности в кон­ кретных условиях северного пленэра. Данная проблема поможет полнее повысить значимость его в практике художественного воспитания студен­ тов, поможет в работе художников-педагогов. Теоретические разработки учёных и художников-педагогов в этой об­ ласти северного пленэра недостаточно сфокусированы и в основном со­ средоточены на общее изучение понятия «пленэр» с XVIII века. Учитывая, что вклад художника в развитие изобразительного искусства особенно зна­ чим, когда индивидуальность и творческая позиция автора опираются на конкретное географическое пространство, можно предположить, что дан­ ная работа будет способствовать дальнейшему развитию специфического северного пленэра, а значит, и пейзажной живописи. Вопросы зарождения и развития пейзажной живописи ХѴІІІ-ХХ ве­ ков нашли отражение в эстетико-философских, психологических и искус­ ствоведческих работах, но история зарождения русского северного пленэ­ ра и развитие творческой индивидуальности в условиях Севера изучались очень отрывочно и вне историко-художественного процесса пейзажной живописи. Пленэрная живопись - правдивое отражение красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т.е. под от­ крытым небом, при активной роли света и воздуха. Это особая область изобразительного искусства станковой пейзажной живописи. «Живопись - это наука, и её следует рассматривать как исследование законов приро­ ды»'. Эти слова вполне можно отнести и к исследованию феномена пленэра. В первой половине XIX века пейзаж определялся в одном из словарей как «передача света в воздушном пространстве, на поверхности земли и воды»2. Брокхаус в Энциклопедии Немецкого языка (1970) даёт более «техни­ ческое» определение пейзажу: «Характерная, индивидуальная часть по­ верхности земли, определённая систематическим влиянием настоящих геофакторов». Новый Оксфордский Словарь Английского языка (1998) да­ 1Лесли Ч.Р. Жизнь Д. Констебля, эсквайра. - М., 1964. - С. 288. 2Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. - М., 1962. - С. 263. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz