Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Введение Анализируя достижения в пейзажной живописи прошлого и настоя щего, приходим к выводу, что этот жанр изобразительного искусства дос тигает своего совершенства чаще всего тогда, когда живописец опирается на конкретный материал объекта изображения эмоционально созвучного его творчеству. Учитывая, что значительная часть территории России за нимает Север, актуальность изучения специфики северного пленэра несо мненна. Кроме того, полученный материал позволит улучшить исследова ния методов обучения и развития творческой индивидуальности в кон кретных условиях северного пленэра. Данная проблема поможет полнее повысить значимость его в практике художественного воспитания студен тов, поможет в работе художников-педагогов. Теоретические разработки учёных и художников-педагогов в этой об ласти северного пленэра недостаточно сфокусированы и в основном со средоточены на общее изучение понятия «пленэр» с XVIII века. Учитывая, что вклад художника в развитие изобразительного искусства особенно зна чим, когда индивидуальность и творческая позиция автора опираются на конкретное географическое пространство, можно предположить, что дан ная работа будет способствовать дальнейшему развитию специфического северного пленэра, а значит, и пейзажной живописи. Вопросы зарождения и развития пейзажной живописи ХѴІІІ-ХХ ве ков нашли отражение в эстетико-философских, психологических и искус ствоведческих работах, но история зарождения русского северного пленэ ра и развитие творческой индивидуальности в условиях Севера изучались очень отрывочно и вне историко-художественного процесса пейзажной живописи. Пленэрная живопись - правдивое отражение красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т.е. под от крытым небом, при активной роли света и воздуха. Это особая область изобразительного искусства станковой пейзажной живописи. «Живопись - это наука, и её следует рассматривать как исследование законов приро ды»'. Эти слова вполне можно отнести и к исследованию феномена пленэра. В первой половине XIX века пейзаж определялся в одном из словарей как «передача света в воздушном пространстве, на поверхности земли и воды»2. Брокхаус в Энциклопедии Немецкого языка (1970) даёт более «техни ческое» определение пейзажу: «Характерная, индивидуальная часть по верхности земли, определённая систематическим влиянием настоящих геофакторов». Новый Оксфордский Словарь Английского языка (1998) да 1Лесли Ч.Р. Жизнь Д. Констебля, эсквайра. - М., 1964. - С. 288. 2Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. - М., 1962. - С. 263. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz