Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Глава 4 РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО ПЛЕНЭРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Рассмотрим развитие северного пленэра и проанализируем, чем вы­ звано его дальнейшее продвижение в пейзажном творчестве. В этот период идёт бурное освоение побережий Баренцева и Белого морей Кольского по­ луострова, территорий Арктики. Со второй половины XIX века «Северный фасад России» русские пейзажисты стали изображать чаще. В этот период у известных русских пейзажистов появляется ряд пле­ нэрных зимних пейзажей: Л.Л. Каменев, популярный художник в 60-е го­ ды, «Зимняя дорога», «Зимний вид из окрестностей Москвы»; А. Бегров «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» (1879); Куинджи «Север» (1879), серия работ «Зимы» в 80-е годы; Е. Волков «Ранний снег» (1883); Н.Н. Дубовской «Зима» (1882) и «Первый снег» (1910); И.И. Ендогуров «Начало весны» (1890); В. Поленов «Ранний снег» (1891); А. Рябушкин «Воскресный день» (1889); В. Серов «Зима» (1898). Они привлекли внимание других художников, которых интересовал твор­ ческий подход к изображению северного пленэра, а открывшиеся возмож­ ности посещения отдалённых арктических мест ускорили его развитие и продвижение на север России. Известный русский пейзажист Куинджи не прославился работами от­ далённых северных мест, но его определённо можно отнести к тем живо­ писцам, которые творчески подходили к изображению северного пленэра. В 1870-1873 годы он часто посещает остров Валаам, напоминающий скан­ динавский ландшафт - любимое место петербургских пейзажистов. Ку­ инджи запечатлел суровый образ северной природы с ощутимым драмати­ ческим настроением в своей картине «На острове Валааме» (1872). В этой ранней работе прослеживается его знание произведений скандинавских художников, особенно финской пейзажистки Ф. Хурберг, а своей драмати­ ческой интерпретацией мира со светотеневой живописью Куинджи близок к дюссельдорфской школе (А.А. Ахенбах, В. Ширмер и другие). Но, по мнению В. Манина, в творчестве русских художников не было той повы­ шенной декламационности живописной речи, которая наблюдалась у не­ мецких и норвежских художников. Куинджи уделил в своём пленэрном творчестве много внимания изу­ чению световоздушной и цветовой среды зимних мотивов. Он соизмеряет приём перламутрового мерцания цвета с импрессионистической вибрацией воздушной среды, достигнутой разделением цветового мазка. Он отвергает тональную живопись романтизма и применяет яркую палитру дополни­ тельных цветов. Пластическое новаторство Куинджи признавал мэтр пере­ движников И.Н. Крамской: «У нас в России, в отделе пейзажа... никто не 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz