Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

линия были очень заметны. Все эти «России» диктовали свои пожелания соответственно своему «художественному» вкусу, что не могло не сказать­ ся и на пленэрной живописи. Уже в первой половине XIX века по мере проникновения на Север художников сначала в составе полярных экспедиций и позднее по собст­ венной инициативе вырастает интерес к северным мотивам. Этому способ­ ствовало и внимание к не лишённым романтики экзотическим заполярным пейзажам коллекционеров и любителей искусства. Пейзажная живопись, в том числе и северный пленэр, обладает таким специфическим свойством, как не наследуемость опыта генетически, а ос­ воение следующими поколениями только методом обучения и подража­ ния. Именно здесь, в вопросе о механизме накопления и обобщения прохо­ дит основная творческая грань между природой и пленэрной живописью. В последующие десятилетия продолжится стремление мастеров се­ верного пленэра преодолеть ограниченность и этнографию описательности и выработать аналитические способы познания северной природы, подкре­ плённые индивидуальным творчеством. Т. Кун назвал этот период научной революцией - временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрения, образов мира. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz