Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Русской Лапландии», передающий характер поморских изб и силуэты мо гучих деревянных крестов, таких характерных для тех мест на побережье Белого моря. По мнению специалиста по литографии П.Е. Корнилова, ра бота должна была бы занять место в ряду литографий Русского музея. М.М. Соловьев в книге «Бэр на Новой Земле» так описывает эту работу: «Суда стали на якорь у деревни Пялицы, расположенной в юго-восточной части Кольского полуострова, изображенной Редером на исключительном по передаче настроения листе. Раскраска его обращает внимание удиви тельной мягкостью. Архитектурный пейзаж, кресты, погосты, обрывистый берег и пр. прекрасно дают понятие об этом уголке»1. Интересен лист «Вид на западный берег Новой Земли перед проливом Маточкин Шар», передающий колоритную панораму арктических берегов со снежными вершинами. Гора Матюшев Камень - вход в губу Серебрянку; южный бе рег Маточкина Шара, в центре - гора Носилова. В коллекции литографий Новой Земли есть работа, на которой изображен Варангер-фиорд - с осо бенным лабиринтом, в центре которого расположен большой стоящий ка мень. По месту изображенному, он мог быть сделан во время экспедиции К.М. Бэра и А.Ф. Миддендорфа 1840 года в Лапландию. Манера исполне ния и акварельная раскраска, а также написание человеческих фигур очень похожи на новоземельские работы Редера. С большой тщательностью вы писана архитектура саамского традиционного жилища: покрытые дерном вежи, амбары, куваксы. Можно утверждать, что это одни из первых известных работ северно го пленэра, сделанные непосредственно с натуры. Было положено начало творческого пленэрного освоения Севера. На исходе XVIII века и в начале XIX художников привлекали не обычные процессы, происходящие в природе, и они концентрировались в основном на явлениях экзотических, масштабных, а подчас и ужасных (бу ри, природные катаклизмы и пр.). Ф.М. Матвеев уже в 1819 году создал эк зотическую работу «Водопад Иматра в Финляндии». А. Васнецов показал зрителям картину «Северный край», навеянную лесными просторами Се- веро-Запада России. Преуспевающий художник салонного плана Ю.Ю. Кле вер самостоятельно выезжал работать на острова Нарген и Валаам. Его пленэрные, несколько декарационные, мотивы - зимние дремучие пере лески с сучковатыми деревами и одиноким домиком на фоне пылающих закатов. Надо заметить, что снежные пейзажные сюжеты в первую половину XIX века были крайне редки, получив лишь эпизодическое развитие. Рус скую зиму, без которой трудно представить Россию, пейзажисты изобра жать не любили. Иначе не назовёшь, как забавным, высказывание К. Брю- лова о бесперспективности попыток изображения снега. 1Соловьев М.М. Бэр на Новой Земле. - JI., 1934. - С. 14. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz