Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Русской Лапландии», передающий характер поморских изб и силуэты мо­ гучих деревянных крестов, таких характерных для тех мест на побережье Белого моря. По мнению специалиста по литографии П.Е. Корнилова, ра­ бота должна была бы занять место в ряду литографий Русского музея. М.М. Соловьев в книге «Бэр на Новой Земле» так описывает эту работу: «Суда стали на якорь у деревни Пялицы, расположенной в юго-восточной части Кольского полуострова, изображенной Редером на исключительном по передаче настроения листе. Раскраска его обращает внимание удиви­ тельной мягкостью. Архитектурный пейзаж, кресты, погосты, обрывистый берег и пр. прекрасно дают понятие об этом уголке»1. Интересен лист «Вид на западный берег Новой Земли перед проливом Маточкин Шар», передающий колоритную панораму арктических берегов со снежными вершинами. Гора Матюшев Камень - вход в губу Серебрянку; южный бе­ рег Маточкина Шара, в центре - гора Носилова. В коллекции литографий Новой Земли есть работа, на которой изображен Варангер-фиорд - с осо­ бенным лабиринтом, в центре которого расположен большой стоящий ка­ мень. По месту изображенному, он мог быть сделан во время экспедиции К.М. Бэра и А.Ф. Миддендорфа 1840 года в Лапландию. Манера исполне­ ния и акварельная раскраска, а также написание человеческих фигур очень похожи на новоземельские работы Редера. С большой тщательностью вы­ писана архитектура саамского традиционного жилища: покрытые дерном вежи, амбары, куваксы. Можно утверждать, что это одни из первых известных работ северно­ го пленэра, сделанные непосредственно с натуры. Было положено начало творческого пленэрного освоения Севера. На исходе XVIII века и в начале XIX художников привлекали не­ обычные процессы, происходящие в природе, и они концентрировались в основном на явлениях экзотических, масштабных, а подчас и ужасных (бу­ ри, природные катаклизмы и пр.). Ф.М. Матвеев уже в 1819 году создал эк­ зотическую работу «Водопад Иматра в Финляндии». А. Васнецов показал зрителям картину «Северный край», навеянную лесными просторами Се- веро-Запада России. Преуспевающий художник салонного плана Ю.Ю. Кле­ вер самостоятельно выезжал работать на острова Нарген и Валаам. Его пленэрные, несколько декарационные, мотивы - зимние дремучие пере­ лески с сучковатыми деревами и одиноким домиком на фоне пылающих закатов. Надо заметить, что снежные пейзажные сюжеты в первую половину XIX века были крайне редки, получив лишь эпизодическое развитие. Рус­ скую зиму, без которой трудно представить Россию, пейзажисты изобра­ жать не любили. Иначе не назовёшь, как забавным, высказывание К. Брю- лова о бесперспективности попыток изображения снега. 1Соловьев М.М. Бэр на Новой Земле. - JI., 1934. - С. 14. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz