Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Венеция», «Жемчужина Севера». Однако вплоть до XIX века рядом с вос торженными словами о северной природе соседствовали эпитеты: «Север ное безмолвие», «Страна смерти», «пустой», «дикий», «мёртвый» край земли. Здесь с природой в вечном споре Человека дух растёт И с бушующего моря Небесам свой вызов шлёт. В. Соловьёв Зарождение северного пленэра на Северо-Западе России, его проник новение в этот регион приходится только на начало XIX века. Зачатки пей зажного жанра мы можем наблюдать в так называемых «северных пись мах» древнерусской иконописи. Эти плоскостные изображения скорее схематично и канонизировано фиксировали подобие ландшафта на клей мах по периметру икон. Впервые художники начали работать над северным пленэром в ос новном в составе географических полярных экспедиций. Не сразу появились необычные, невиданные никем ранее реалистиче ские пленэрные этюды и колоритные полотна неведомых земель. Цель первых художников-сотрудников экспедиций - географически доскональ но передать в работах характер новых увиденных мест, служить иллюст рированным дополнением к картам. По меткому определению Мутера, русский пейзаж довольно долго изображал одни только «географические достопримечательности». Красота вида природы считалась необходимым условием в пейзаже, обязательным его «содержанием». В силу различной степени одарённости художники стали пытаться передать «светлую» поверхность Арктики, пленэрную тонкость северного колорита и уникального светового разнообразия. Так на Новой Земле в составе экспедиции К. Бэра в 1837 году нахо дился художник Х.Д. Редер - горный чиновник Санкт-Петербургского Монетного двора. В 1933 году на складе старых изданий Академии неожи данно нашлись в небольшом количестве рисунки, иллюстрирующие путе шествие Бэра на Новую Землю. Серия их в количестве семи, переведённая на камень в литографии Тюлева, должна была составить предназначав шийся для продажи альбом. Они бесспорно интересны для истории науки как изображения Новой Земли, воспроизведённые во времена, когда отсут ствовала фотография. Наконец, нельзя отказать им, по отзывам компетент ных лиц, и в чисто художественной ценности. Это весьма характерно для раннего периода литографской техники работы с авторской акварельной подкраской. Произведения представляют собой прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, несомненно, свидетельствующие о незаурядном даре опытного художника-пейзажиста. Интересен лист «Деревня Пялица в 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz