Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Венеция», «Жемчужина Севера». Однако вплоть до XIX века рядом с вос­ торженными словами о северной природе соседствовали эпитеты: «Север­ ное безмолвие», «Страна смерти», «пустой», «дикий», «мёртвый» край земли. Здесь с природой в вечном споре Человека дух растёт И с бушующего моря Небесам свой вызов шлёт. В. Соловьёв Зарождение северного пленэра на Северо-Западе России, его проник­ новение в этот регион приходится только на начало XIX века. Зачатки пей­ зажного жанра мы можем наблюдать в так называемых «северных пись­ мах» древнерусской иконописи. Эти плоскостные изображения скорее схематично и канонизировано фиксировали подобие ландшафта на клей­ мах по периметру икон. Впервые художники начали работать над северным пленэром в ос­ новном в составе географических полярных экспедиций. Не сразу появились необычные, невиданные никем ранее реалистиче­ ские пленэрные этюды и колоритные полотна неведомых земель. Цель первых художников-сотрудников экспедиций - географически доскональ­ но передать в работах характер новых увиденных мест, служить иллюст­ рированным дополнением к картам. По меткому определению Мутера, русский пейзаж довольно долго изображал одни только «географические достопримечательности». Красота вида природы считалась необходимым условием в пейзаже, обязательным его «содержанием». В силу различной степени одарённости художники стали пытаться передать «светлую» поверхность Арктики, пленэрную тонкость северного колорита и уникального светового разнообразия. Так на Новой Земле в составе экспедиции К. Бэра в 1837 году нахо­ дился художник Х.Д. Редер - горный чиновник Санкт-Петербургского Монетного двора. В 1933 году на складе старых изданий Академии неожи­ данно нашлись в небольшом количестве рисунки, иллюстрирующие путе­ шествие Бэра на Новую Землю. Серия их в количестве семи, переведённая на камень в литографии Тюлева, должна была составить предназначав­ шийся для продажи альбом. Они бесспорно интересны для истории науки как изображения Новой Земли, воспроизведённые во времена, когда отсут­ ствовала фотография. Наконец, нельзя отказать им, по отзывам компетент­ ных лиц, и в чисто художественной ценности. Это весьма характерно для раннего периода литографской техники работы с авторской акварельной подкраской. Произведения представляют собой прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, несомненно, свидетельствующие о незаурядном даре опытного художника-пейзажиста. Интересен лист «Деревня Пялица в 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz