Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Только в результате общения с природой продолжилось развитие се­ верного пленэра, созревали замыслы пейзажных композиций, способст­ вующие открыванию новых средств, сопровождающиеся совершенствова­ нием взгляда на природу, такую отличную от пейзажа Северо-Запада Рос­ сии, где в пленэре подчёркивались первозданность, давняя и культурная связь и характерная грусть исторической неповторимости. Существенным признаком духовного мира художника является глу­ бина переживания, а подчас и потрясение, нарушающее его сложившийся стереотип среднерусского пейзажа. Северное пленэрное творчество в зна­ чительной степени базируется на аффекте, динамике, то есть на таком по­ трясении объектом, идеей, целью, которое охватывает все стороны его личности, возбуждает его воображение. Любовь к своему родному очагу воспринималась чем-то исключи­ тельным, скорее всего немного странной привычкой. Во все эпохи встре­ чались люди, буквально горевшие желанием посетить чужие страны. Тра­ диция путешествий в Италию была, быть может, единственной, присущей всем школам, в том числе и русской. Трудно найти пейзажиста или мест­ ную школу, куда бы ни проник итальянский мотив, приносивший, как пра­ вило, лишь гибридные плоды. Дальние путешествия соблазнили художников. Необходимо было пе­ реосмыслить живописный подход в северном пленэре. Причина этих экс­ педиций, в том числе и на Север, объяснялась, прежде всего, потребностью в новых землях, страстью к открытиям и неуёмной необходимостью ме­ нять места, которые выбивали из привычного уклада жизни и подталкива­ ли к созданию нового мироощущения и нового жанра - космополитиче­ ской живописи. В пленэрной живописи художники первой половины XIX века часто обращаются к горным мотивам, ледникам, бездонным пропастям и при­ чудливости скал, чтобы не просто поразить воображение зрителя, но и ув­ лечь его разглядыванием изображения на картине, пробудить в его созна­ нии целый ряд ассоциативных литературных, мировоззренческих, фило­ софских и других аналогий и интерпретаций. Ещё в конце XVII столетия Томас Бёрнет в «Священной теории Земли» видел в соприкосновении с го­ рами нечто возносящееся к Богу, вызывающее тень бесконечности и наве­ вающее великие мысли и страсти. Поэты разных времён чувствовали красоту Севера и старались пере­ дать её. Вслед за Ломоносовым, многие поэты пытались постичь таинст­ венную сказочность Севера. «Руны тайные» появлялись в стихах К.Н. Ба­ тюшкова. Ф.И. Тютчев называл Север чародеем, многое для Ф. Глинки на Севере «осталось тайной». Характер окружающего пейзажа - световая и цветовая среда - создает неповторимый образ Севера, порой очень контрастный. Об этом уникаль­ ном крае люди слышали такие противоречивые определения: «Северная 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz