Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Глава 3 ЗАРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО ПЛЕНЭРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА На протяжении многих лет наш Русский Север с его уникальной куль­ турой был предоставлен самому себе. Художественное постижение и заро­ ждение северного пленэра стало возможным в результате эволюционного развития пейзажного жанра. К XIX веку на Русском Севере в рассматри­ ваемом нами Кольском крае и Арктике образовалась уникальная субкуль­ тура, образовавшаяся на местном материале с привнесёнными традициями изобразительного искусства и в том числе и пленэрной живописи регионов Северо-Запада России. Произошло взаимодействие культур - «прививка» и «почвенное удобрение» (Н. Данилевский). Это, безусловно, сказалось на зарождении и развитии пленэрной живописи Севера на почве определён­ ного ландшафта с поисками своего самоосуществления в его пространстве. Географическое расположение Заполярья с его климатическими осо­ бенностями создаёт уникальные изобразительные ценности. Если говорить 0 пространственной структуре северного арктического пейзажа, то по ха­ рактеру территорий его можно отнести к открытому типу, что также уси­ ливает необычность ландшафта. По мнению О. Шпенглера, прасимвол русской культуры - бесконечная равнина, душа которой устремлена вдаль. Знаток искусства Севера Евдокимов писал: «Исключительное значение тут надо приписать природе страны, которая, если так можно выразиться, со­ бирает человека, то есть рождает его внешний вид, душу, разум, направля­ ет и руководит проявлениями своего создания. И нигде, кажется, с боль­ шой силой не сказалось это влияние природы на человека, как в Северной Руси. Бесконечно лесная, болотно-равнинная с долгим светлыми зимами, матово-золотистыми летами, дымчато-воющей осенью и синей весной - Северная Русь родилась загадочной, мистической, проникновенной, опе­ чаленной, хмурой, задумчивой и замкнутой в самой себе»1. Изучение северной природы и рост профессионального пленэрного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формиро­ вании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живопи­ сец получает при работе с натуры. «Исход XVIII века - века путешествен­ ников и первооткрывателей Севера, жаждущих увидеть новые пейзажи не из стремления к простому завоеванию, как это было в предшествующие века, а для того чтобы познать новые радости и испытать новые эмоции. Приви­ вается вкус к экзотическому, интересному, другому, поразительному»2. 1Евдокимов И.В. Север в истории русского искусства // Красный север. - 2009. - № 6. 2 Шипельский М.И. Поэтика станкового пейзажа: Дис. ... канд. культурол. наук. - Краснодар, 2009. - С. 282. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz