Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

терпретировать почти каждое творение русского живописца или графика как «наглядное пособие» по изучению неведомой и далекой страны - от ее дикой природы, сурового климата до непредсказуемой и «загадочной рус­ ской души». Или, в лучшем случае, как иллюстрацию к литературным со­ чинениям корифеев русской литературы, безоговорочно признанных на Западе: Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. А между тем именно так на протяжении по крайней мере почти всего XIX столетия даже про­ фессиональная критика оценивала произведения русской школы, показы­ вавшиеся во французской столице - в экспозициях салонов и всемирных выставок. Единственное, что смогло поколебать подобное отношение, - работы мастеров нового художественного поколения - от Валентина Серо­ ва, Константина Коровина и Филиппа Малявина до Михаила Врубеля и Константина Сомова, Павла Кузнецова и Михаила Ларионова. Отказав­ шись от назидательной обличительное™ и литературности сюжетов, эти и близкие им мастера открыли новую страницу в истории русского искусст­ ва, помогли ему обрести собственную специфику и самодостаточность. Это, безусловно, сказалось и на пленэрной живописи. Картины экспониро­ ваны поначалу сравнительно небольшим числом и лишь частично в соста­ ве русского отдела эпохальной и грандиозной Всемирной выставки 1900 го­ да. В более широком и полном представлении работы этих художников со­ ставили славу большой ретроспективной выставки живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, прошедшей в октябре- ноябре 1906 года в рамках парижского Осеннего салона. Организованная участниками общества «Мир искусства» (С. Дягилевым, А. Бенуа, Л. Бак­ стом и др.), а также петербургскими и московскими меценатами и коллек­ ционерами, выставка 1906 года имела большой успех и получила небыва­ лый резонанс в прессе. Восторги смешивались с удивлением, а снисходи­ тельность уступала место уважению и восхищению открытием неведомых сторон русской культуры. Время конца XIX - начала XX веков особо примечательно для исто­ рии российского живописного пленэра. Этот период выявил исчерпанность живописи мастеров XIX века. Новая поросль пейзажистов руководствова­ лась другими пластическими концепциями. Это время противопоставления старого и нового, время постижения традиций с новыми взглядами на форму и содержание в искусстве. На рубеже ХІХ-ХХ веков в духовной жизни Европы и России заро­ дились тенденции, связанные с мироощущением личности XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем, новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобраз­ ный историко-художественный период, образно названный «серебряным веком» русской культуры. Бенуа в 1910 году в своих «Художественных письмах» пишет: «Ко­ лоссальные художественные и прочие духовные силы проявились в России 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz