Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
терпретировать почти каждое творение русского живописца или графика как «наглядное пособие» по изучению неведомой и далекой страны - от ее дикой природы, сурового климата до непредсказуемой и «загадочной рус ской души». Или, в лучшем случае, как иллюстрацию к литературным со чинениям корифеев русской литературы, безоговорочно признанных на Западе: Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. А между тем именно так на протяжении по крайней мере почти всего XIX столетия даже про фессиональная критика оценивала произведения русской школы, показы вавшиеся во французской столице - в экспозициях салонов и всемирных выставок. Единственное, что смогло поколебать подобное отношение, - работы мастеров нового художественного поколения - от Валентина Серо ва, Константина Коровина и Филиппа Малявина до Михаила Врубеля и Константина Сомова, Павла Кузнецова и Михаила Ларионова. Отказав шись от назидательной обличительное™ и литературности сюжетов, эти и близкие им мастера открыли новую страницу в истории русского искусст ва, помогли ему обрести собственную специфику и самодостаточность. Это, безусловно, сказалось и на пленэрной живописи. Картины экспониро ваны поначалу сравнительно небольшим числом и лишь частично в соста ве русского отдела эпохальной и грандиозной Всемирной выставки 1900 го да. В более широком и полном представлении работы этих художников со ставили славу большой ретроспективной выставки живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, прошедшей в октябре- ноябре 1906 года в рамках парижского Осеннего салона. Организованная участниками общества «Мир искусства» (С. Дягилевым, А. Бенуа, Л. Бак стом и др.), а также петербургскими и московскими меценатами и коллек ционерами, выставка 1906 года имела большой успех и получила небыва лый резонанс в прессе. Восторги смешивались с удивлением, а снисходи тельность уступала место уважению и восхищению открытием неведомых сторон русской культуры. Время конца XIX - начала XX веков особо примечательно для исто рии российского живописного пленэра. Этот период выявил исчерпанность живописи мастеров XIX века. Новая поросль пейзажистов руководствова лась другими пластическими концепциями. Это время противопоставления старого и нового, время постижения традиций с новыми взглядами на форму и содержание в искусстве. На рубеже ХІХ-ХХ веков в духовной жизни Европы и России заро дились тенденции, связанные с мироощущением личности XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем, новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобраз ный историко-художественный период, образно названный «серебряным веком» русской культуры. Бенуа в 1910 году в своих «Художественных письмах» пишет: «Ко лоссальные художественные и прочие духовные силы проявились в России 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz