Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

лев, С.И. Святославский; из более молодых - В.Н. Бакшеев, А.А. Рылов, В.К. Бялиницкий-Бируля, К.Ф. Юон, И.Э. Грабарь, И.И. Петровичев, JI.B. Туржанский. Накануне XX века можно наблюдать формирование различных на­ правлений. Московская школа живописи в новом ключе продолжала начатые по­ иски Левитана, Серова, Коровина в объединении «Союза русских худож­ ников». Петербургская школа, более связанная с академизмом, пополнила свои ряды новым поколением передвижников. Несколько особняком про­ должил свои новые начинания в творчестве Врубель. В заключение мы можем сказать, что в течение XVIII века русское искусство утрачивает свой характер «всенародности», становится аристо­ кратическим. Появляются почти неведомая XVII веку станковая картина, портрет и в основном академический пейзаж, немыслимый в допетровскую эпоху. В этот переходный период сказываются национальная восприимчи­ вость отечественного живописца, одарённость русской натуры. Переняв ос­ новы западноевропейского искусства и овладев техникой живописного письма, русские художники уже со второй половины XVIII века становятся национальными мастерами, выражая в своём творчестве уже свои идеалы, чувство живописного. Это присуще русским художникам с древности и это в будущем будет способствовать дальнейшему укреплению их нацио­ нальных качеств. Но согласимся с мыслью В. Никольского, что русскому художнику очень часто не хватало того серьёзного отношения к самому ремеслу живописи, которое создаётся и поддерживается только известной культурной подготовкой и развитием и которым так сильны были западно­ европейские мастера. В течение XIX века русская пленэрная живопись, продолжая начатое поступательное движение XVIII века, проходит громадный путь в своём развитии. Дальнейшие творческие поиски русских художников, преодолев влияния Запада, уже стали опережать её или шли параллельно. Пережив периоды академизма, романтизма, идейного реализма, новая русская жи­ вопись, в том числе и пленэрная, достигла в 80-х годах наивысшей точки своего развития, народившись, можно сказать, после бунта 1863 года. Рус­ ские художники вернулись к природной своей русской стихии живописцев от природы, пронеся через века творческие нити от Рублёва к Иванову, Сурикову и Врубелю. Русская живопись всё-таки самое молодое искусство в Европе, и это многое объясняет в её истории. Смело можно говорить о концентрации сил русских мастеров и их редкостной живописной одарённости. Безусловно, они занимают достойное место в ряду изобразительного искусства других европейских стран в ХѴІІІ-ХІХ веках. У русского изобразительного искусства, пленэрной живописи на За­ паде странная репутация. Сегодня может показаться просто нелепым ин­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz