Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Представив во введении общее определение понятия пленэрной жи вописи, мы в этой главе старались проанализировать и показать, во что выливалось на практике стремление пейзажистов работать, согласно прин ципам и новым средствам живописного воплощения природных мотивов. Уже начало XIX века, преодолев влияние академических традиций «ко ричневого цвета ателье», дало замечательные образцы пленэрной живопи си в творчестве Констебля, Иванова и далее через светотеневые и тональ ные решения в работах Щедрина, Коро, Венецианова, Саврасова. Сколько бы ни старались представители академизма высветлить свою палитру, они никогда не смогли выйти за пределы чистой локальной раскраски пласти чески объёмной формы. На протяжении этого периода менялась и техника живописи - от тоновой академической живописи с её трёхслойной техни кой письма до многослойной ала прима. В пейзажной живописи большее распространение получил этюд как первостепенная форма пленэрной жи вописи. В пейзажных произведениях передвижников в 70-х годах ещё про должала разрабатываться тональная живопись, преобладали приглушён ные тона и рассеянный свет. Со второй половины XIX века в России мы видим развитие полнокровного реализма с частичным вкраплением им прессионизма и возобладания интересов к формальной стороне искусства в творчестве другого круга художников. К концу XIX века поднимается поколение художников, выступающих против принципов пленэрной живописи, провозглашая преимущества де коративного искусства перед станковым. Но если в Европе пленэрная жи вопись охватывает период с первой половины столетия до конца 1900-х годов, то в России, начиная с 20-х годов, она продолжается и в XX веке. Произошло слияние психологической выразительности картин и пленэр ной живописи. Это стало возможно потому, что многие из русских худож ников не замыкались в решении чисто профессиональных проблем, но ре шали их попутно, вынуждаемые к этому стремлением наиболее полно и общепонятно выразить содержание своих произведений. Они настойчиво искали пути к тому, чтобы в специфической форме пейзажного образа от вечать на те вопросы жизни, которые решались передовыми художниками в других жанрах живописи. Все актуальные проблемы живописи: тема и содержание, композиция, техника и технология, колорит и поиск обобщённого образа - прошли за достаточно продолжительный период русского искусства ХѴІІІ-ХІХ сто летий. Национальные традиции реалистического пейзажа, пленэрной живо писи, сложившиеся в пору её расцвета, находят и в тот период своих сто ронников. Связь искусства второй половины XIX и XX веков не обрывает ся. Прежде всего продолжают работать над пейзажем-картиной такие ху дожники, как В.Д. Поленов, А.М. Васнецов, Н.Н. Дубовской, А.А. Кисе 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz