Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Представив во введении общее определение понятия пленэрной жи­ вописи, мы в этой главе старались проанализировать и показать, во что выливалось на практике стремление пейзажистов работать, согласно прин­ ципам и новым средствам живописного воплощения природных мотивов. Уже начало XIX века, преодолев влияние академических традиций «ко­ ричневого цвета ателье», дало замечательные образцы пленэрной живопи­ си в творчестве Констебля, Иванова и далее через светотеневые и тональ­ ные решения в работах Щедрина, Коро, Венецианова, Саврасова. Сколько бы ни старались представители академизма высветлить свою палитру, они никогда не смогли выйти за пределы чистой локальной раскраски пласти­ чески объёмной формы. На протяжении этого периода менялась и техника живописи - от тоновой академической живописи с её трёхслойной техни­ кой письма до многослойной ала прима. В пейзажной живописи большее распространение получил этюд как первостепенная форма пленэрной жи­ вописи. В пейзажных произведениях передвижников в 70-х годах ещё про­ должала разрабатываться тональная живопись, преобладали приглушён­ ные тона и рассеянный свет. Со второй половины XIX века в России мы видим развитие полнокровного реализма с частичным вкраплением им­ прессионизма и возобладания интересов к формальной стороне искусства в творчестве другого круга художников. К концу XIX века поднимается поколение художников, выступающих против принципов пленэрной живописи, провозглашая преимущества де­ коративного искусства перед станковым. Но если в Европе пленэрная жи­ вопись охватывает период с первой половины столетия до конца 1900-х годов, то в России, начиная с 20-х годов, она продолжается и в XX веке. Произошло слияние психологической выразительности картин и пленэр­ ной живописи. Это стало возможно потому, что многие из русских худож­ ников не замыкались в решении чисто профессиональных проблем, но ре­ шали их попутно, вынуждаемые к этому стремлением наиболее полно и общепонятно выразить содержание своих произведений. Они настойчиво искали пути к тому, чтобы в специфической форме пейзажного образа от­ вечать на те вопросы жизни, которые решались передовыми художниками в других жанрах живописи. Все актуальные проблемы живописи: тема и содержание, композиция, техника и технология, колорит и поиск обобщённого образа - прошли за достаточно продолжительный период русского искусства ХѴІІІ-ХІХ сто­ летий. Национальные традиции реалистического пейзажа, пленэрной живо­ писи, сложившиеся в пору её расцвета, находят и в тот период своих сто­ ронников. Связь искусства второй половины XIX и XX веков не обрывает­ ся. Прежде всего продолжают работать над пейзажем-картиной такие ху­ дожники, как В.Д. Поленов, А.М. Васнецов, Н.Н. Дубовской, А.А. Кисе­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz