Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

завоёвано художниками первой половины XIX века, такими как С. Щед­ рин, М. Лебедев, В. Штернберг, бр. Чернецовы, М. Воробьёв, А. Венециа­ нов, А. Иванов, основоположники нового направления в самом основном, то есть в утверждении своими картинами повседневного в родной природе и в социальном осмыслении новой темы, должны были главным образом опираться на свой опыт, изучение натуры и впечатления жизни»1. Используя эти достижения, пейзажисты умели средствами пейзажа выражать глубокие социальные идеи и гражданские чувства, выступавшие в их произведениях и в качестве подтекста основной темы, и путём слож­ ных ассоциаций. Главное в этих лирических пейзажах - передача ненавяз­ чивых человеческих переживаний и настроений, углубление эмоциональ­ ной силы эпических пленэрных пейзажей. Пейзаж в русской живописи отставал от передачи пейзажа в художе­ ственной литературе. Вопрос о русской природе как предмете изображения был поднят В.Г. Белинским в 40-х годах. В статьях, посвящённых творче­ ству Пушкина, Белинский подчёркивал, что он был первым поэтом, уви­ девшим красоты природы не в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной Отчизны. Проявилась способность поэта и художника «делать поэтическими самые прозаические предметы». «Чем предмет обыкновеннее, - пишет Гоголь, - тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него обыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина»2. Согласимся, что этими сло­ вами можно напутствовать и русского пейзажиста живописного пленэра. Лицо родной природы было угадано уже Пушкиным в «Евгении Оне­ гине» и в его лирике - в поэтических картинах русской снежной зимы, одетых в багрец осенних лесов и особенной невзрачной прелести хмурых дней. Эмоциональный стержень русского живописного пейзажа опреде­ лялся и поэтическими темами народной песни. Под эти мотивы крепнет русский пейзаж XIX века. Он воспринимается пейзажистами не только как данность природы, но и как выражение человеческой души. «Настроение» как особое содержательное пространство, объединяющее пейзаж со зрите­ лем, окончательно превращается в совершенно особый компонент образа. «Развитие реалистического пейзажного искусства 80-90-х годов было теснейшим образом связано с овладением русскими художниками мастер­ ством пленэрной живописи. Это не было заслугой только пейзажистов или только художников молодого поколения. Стремление наполнить свои кар­ тины светом, воздухом и богатством красок природы было свойственно передовым живописцам уже давно, и редкий из них прошел мимо этих ис­ каний»3. 1Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. - М., 1959. - С. 3. 2Пейзаж. Картина и действительность. - М., 1984.- С . 15. 3 Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. - М., 1959. - С. 155. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz