Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
пейзажной живописи западных стран. По убеждению С.П. Дягилева, путь расцвета русской культуры - в соединении национальной самобытности с высокой культурой наших ближайших соседей; «мы могли бы заложить основание для создания нового расцвета и совместного и близкого шествия нашего на Запад»1. Эти извечные вопросы положения России в Европе волновали в то вре мя и Пушкина, и Чаадаева, и западников, и славянофилов, и Достоевского, а также многих русских мыслителей начала XX века. Кроме того, к этому прибавлялась та проблема Востока - Запада (православия - католицизма), которая в дальнейшем долго не сойдёт с арены; она будет важной для Ф. Достоевского, В. Соловьёва, В.О. Ключевского, религиозных философов. Разрешая вопрос о взаимодействии разных национальных культур, Грабарь писал: «Чем сильнее известная культура, тем больше она покоряет слабейшие. Гораздо знаменательнее другая особенность русской культуры: при всей её видимой убогости, по сравнению с иноземными, в ней кроется непостижимая сила притяжения, не раз заставлявшая перевоплощаться в неё лучших представителей сильнейших культур Европы»2. В России та ких иностранцев, ставших русскими, было очень много, и они подчини лись задачам русской культуры. 80-е годы были знаменательной эпохой в истории русской живописи. Освобождённая, наконец, от академического гнёта, от традиционных поез док в Италию, она словно торопилась выявить все таившиеся в ней воз можности. Расставшись с обязательной мифологией и библейской истори ей, русские пейзажисты открывали для себя новые мотивы, опираясь на натурный метод «пленэра». Но развитие пленэрной живописи в русском искусстве к концу XIX века шло путём, отличным от импрессионизма, ут вердившегося в западном искусстве. Передача световоздушной среды не стала для отечественных мастеров этого периода самоцелью, не привела их к узко направленным увлечениям формальной стороной живописи. Искусствовед Н.Н. Врангель сделал много за свою активную, но ко роткую жизнь. Писал статьи, исследования по развитию русского искусст ва, был инициатором некоторых фундаментальных выставочных проектов. Раздумывая о судьбах нашего искусства после первой русской революции, он приходит к выводу, что искусству ретроспективных мечтателей, искус ству «интимного театра», изысканного, утончённого «коллекционерного» характера пришёл конец. В этих словах подведены итоги возглавляемого «Миром искусства»3. Постепенное развитие русской реалистической пейзажной живописи плавно перетекает из XVIII в XIX век. «Используя всё ценное, что было 'Дягилев С.П. Выставка в Гельсинфорсе / / Мир искусства. - 1889/99. - № 1-2. - С. 4. 2 Грабарь И.Э. История русского искусства. - М., 1910. - Т. 1. - С. 80. 3 Врангель Н.Н. История скульптуры. - М., 1911. - С. 412. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz