Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

пейзажной живописи западных стран. По убеждению С.П. Дягилева, путь расцвета русской культуры - в соединении национальной самобытности с высокой культурой наших ближайших соседей; «мы могли бы заложить основание для создания нового расцвета и совместного и близкого шествия нашего на Запад»1. Эти извечные вопросы положения России в Европе волновали в то вре­ мя и Пушкина, и Чаадаева, и западников, и славянофилов, и Достоевского, а также многих русских мыслителей начала XX века. Кроме того, к этому прибавлялась та проблема Востока - Запада (православия - католицизма), которая в дальнейшем долго не сойдёт с арены; она будет важной для Ф. Достоевского, В. Соловьёва, В.О. Ключевского, религиозных философов. Разрешая вопрос о взаимодействии разных национальных культур, Грабарь писал: «Чем сильнее известная культура, тем больше она покоряет слабейшие. Гораздо знаменательнее другая особенность русской культуры: при всей её видимой убогости, по сравнению с иноземными, в ней кроется непостижимая сила притяжения, не раз заставлявшая перевоплощаться в неё лучших представителей сильнейших культур Европы»2. В России та­ ких иностранцев, ставших русскими, было очень много, и они подчини­ лись задачам русской культуры. 80-е годы были знаменательной эпохой в истории русской живописи. Освобождённая, наконец, от академического гнёта, от традиционных поез­ док в Италию, она словно торопилась выявить все таившиеся в ней воз­ можности. Расставшись с обязательной мифологией и библейской истори­ ей, русские пейзажисты открывали для себя новые мотивы, опираясь на натурный метод «пленэра». Но развитие пленэрной живописи в русском искусстве к концу XIX века шло путём, отличным от импрессионизма, ут­ вердившегося в западном искусстве. Передача световоздушной среды не стала для отечественных мастеров этого периода самоцелью, не привела их к узко направленным увлечениям формальной стороной живописи. Искусствовед Н.Н. Врангель сделал много за свою активную, но ко­ роткую жизнь. Писал статьи, исследования по развитию русского искусст­ ва, был инициатором некоторых фундаментальных выставочных проектов. Раздумывая о судьбах нашего искусства после первой русской революции, он приходит к выводу, что искусству ретроспективных мечтателей, искус­ ству «интимного театра», изысканного, утончённого «коллекционерного» характера пришёл конец. В этих словах подведены итоги возглавляемого «Миром искусства»3. Постепенное развитие русской реалистической пейзажной живописи плавно перетекает из XVIII в XIX век. «Используя всё ценное, что было 'Дягилев С.П. Выставка в Гельсинфорсе / / Мир искусства. - 1889/99. - № 1-2. - С. 4. 2 Грабарь И.Э. История русского искусства. - М., 1910. - Т. 1. - С. 80. 3 Врангель Н.Н. История скульптуры. - М., 1911. - С. 412. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz