Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
форму можно не в порыве вдохновения, «не дрожавшей рукой истерика, а спокойными ремесленника». Его пленэрное индивидуальное видение при сутствует во всех жанровых композициях, куда он вводил пейзаж, всегда удивительно созвучный теме. Достаточно вспомнить картины «Царевна- лебедь», «Пан», женский портрет на фоне неуловимо трепетных берёзок и, конечно же, мозаично-витражный «Демон». Французский философ Э. Ален высказал мысль: в мире много красок, но истина в оттенках. Врубель играл оттенками, достигая поразительного впечатления зыбкости мира. Редкий дар поэтической фантазии, богатство колорита, мастерство рисунка, широ та композиционных замыслов - всё это составляет ценные стороны его многогранного наследия. На Нижегородской ярмарке в 1896 году в экспозиции русского искус ства были показаны и работы Врубеля со сказочными сюжетами. С резкой критикой выступил писатель М. Горький. Он подчёркивал, что «искусство нужно публике, а не художникам, и нужно давать публике такие картины, которые они понимали бы»1. В вышедшем через полтора года трактате «Что такое искусство» Л. Толстой будет всячески подчёркивать подобную же роль искусства. Поддерживал эту точку зрения в то время и Ф. Шаля пин, хотя позже он перечислил художников, чьи произведения научили его понимать настоящую сценическую правду и красоту, пластику и поэзию: Серов, Левитан, братья Васнецовы, Коровин, Нестеров и Врубель... Для сравнения скажем, что гвоздём выставочного сезона 1897/98 годов была картина Г.И. Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона» - ти пичный образец одного из многочисленных вариантов общеевропейского позднего академизма. Благодаря развитию в Московском училище течения реалистического пленэра, профессиональный уровень подготовки по живописи был на столько высоким, что многие его выпускники без последующей учёбы в Академии выходили на самостоятельный творческий путь художника. Позднее большую роль в развитии пленэра сыграло открытие в Тверской области Мариинского приюта, основанного в 1884 году на частные по жертвования для «бесприютных» учащихся Академии, названного впо следствии «Академической дачей». Здесь бывали со своими учениками Ре пин, Чистяков, Куинджи. Часто творили в этих местах Бакшеев, Бялыниц- кий-Бируля, Нестеров, Рылов, Рерих. Неподалёку, на озере Удомля, рабо тал последние годы Левитан. Одно из его последних полотен по тем моти вам - «Озеро»2. В конце XIX века всё активнее разрабатываются практические вопро сы соединения традиционного академического обучения с новым реали стическим направлением, происходит регулярное знакомство с развитием 1«Беглые заметки» // Нижегородский листок. - 1896. - 6 августа. - № 219. 2 «Академическая дача» им. И.Е. Репина // Художник. - 1972. - № 6. - С. 26-27. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz