Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
и импрессионистов, К. Юон писал: «Старые мастера писали предметы на фоне воздушной среды. Импрессионисты, наоборот, писали воздушную среду на фоне предметов»1. Работа над пейзажем также занимала немаловажное место в творчест ве уникального разностороннего мастера В.А. Серова. Творческие пути Коровина и Серова постоянно шли параллельными курсами, несмотря на их различие и отношение к пленэру. Ещё в начале 90-х годов современни ки отмечали, что Серов «держится того направления в живописи, которое поставило себе за правило писать так, чтобы в картине было сказано воз можно больше и вместе с тем написано как можно меньше, и достиг в этом замечательного совершенства»2. Достаточно вспомнить ряд прекрасных пейзажей, подтверждающих это. Среди них пейзаж «Зимой» (1898), в ко тором так поэтично и минимальными пленэрными средствами предельно лаконично решён обыденный сюжет из жизни русской деревни. Позже, в начале XX века, в поиске дальнейшей остроты выражения новизны худож ник стал использовать некоторые приёмы модернизма. Без пейзажного творчества Серова немыслимо представить многогранность направлений при сохранении единства общего развития этого жанра. Вся серовская жизнь была, по верному слову С. Маковского, сплошным «уроком русской живописи». Новизна живописи в исполненных мотивах пленэра не только Серо вым, но и другими живописцами молодого поколения выражалась в поис ках иных путей и других средств художественного выражения. Ученики И. Репина (Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, Б.М. Кустодиев) во второй полови не 90-х годов создавали временное объединение на почве умеренного им прессионизма и широкофактурного эскизного письма. «Поиски чисто стильного и прекрасного в искусстве», «натиск востор га» -так исчерпывающе определил М.А. Врубель, современник Коровина и Серова, своё творческое кредо. Философская образованность, редкая для русского живописца, сочеталась у него с уникальным творческим вообра жением и умением перевоплощать объективность природы в свою индиви дуальную непредсказуемую подачу материала, переведённую на язык ис кусства. Уходя от прозы жизни, художник стремился к большому искусст ву, к сильным и прекрасным образам. В созданных им образах всегда на личествует глубокое поэтическое чувство, вызванное в его душе наблюде нием природы. Бенуа верно отмечает и поразительную цельность врублёвского твор чества: «Всюду тот же великолепный виртуоз техники, тот же огненный темперамент, тот же фантаст и всегда истинный художник, не знающий уступок робкому мещанину...». Врубель считал, что хорошо передать 1Мастера советского искусства о пейзаже. - М., 1963. - С. 22. 2 Глаголь С. На периодической выставке // Артист. - 1893. - № 26. - С. 201. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz