Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
дой молодого поколения». Он убедительно доказал, что картина без пере движнического содержания, произведение, преследующее только одну цель - внести в пленэрную живопись свет и радость, имеет полное и за конное право на существование. «Пейзаж не имеет цели, если он только красив, в нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отве чающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похо же на музыку», - пишет художник 24 июня 1888 года1. Кроме того, он воз вёл декорации в степень самоценных произведений живописи, которые в разнообразии колоритных поисков подчёркивали художественную правду, воздействуя на зрителя этими могучими средствами. Живопись театраль ных декораций была прекрасной живописной школой для русских масте ров. После Коровина продолжили это восхождение творческих декораций Головин, Бенуа, Бакст и другие, создавшие уникальное декоративное тече ние, почти не ведомое Западу. В 80-е годы рядом с пленэрными устремлениями существуют отде лённые от них декоративные устремления. Сарабьянов в связи с этим от мечает: «Наличие соседствующих направлений определяет не только де коративистскую окраску русского импрессионизма, но и ещё одну черту. Речь идёт об известной доле романтизма в русском импрессионизме»2. В 1870-1880-х годах русские художники не смогли принять импрес сионистическую «скоропись» в более полном объёме, просмотрев его глу бокую задушевность в восприятии окружающей природы. Но именно этим путём пошло саврасовское пленэрное видение мотива. Саврасов использу ет иную живописную систему. Импрессионизм в русской живописи в своём более чем вековом тече нии смог преодолеть две основные черты исторической ограниченности его французского варианта: утрату материальности и монументальной кар тинной формы с сохранением празднично-оптимистического восприятия. В эпоху господства в искусстве XX века условных, умозрительных, метафизических идей и соответствующих им форм русский импрессио низм оставался хранителем натурного видения и отражения жизни. Импрессионистический пленэр и для наших художников оказался жизнеспособным как лучший способ сохранения традиций натурного ви дения. В отличие от французского городского характера импрессионизма, русский передавал «деревенские» мотивы. «Культ этюда», эскизная манера отличает русский импрессионизм. С ним было легче войти в новую сферу и освободиться от традиционной длительной привязанности к русскому сюжетному мышлению многих десятилетий. С помощью этюдизма можно было взорвать те принципы литературного мышления, которые господ ствовали в русской живописи. Сравнивая методы работы старых мастеров 1Отдел рукописей Третьяковской галереи. Ф. Коровина. - № 97. - п. 2 (альбом, л. 2). 2 Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980. - С. 180. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz