Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

дой молодого поколения». Он убедительно доказал, что картина без пере­ движнического содержания, произведение, преследующее только одну цель - внести в пленэрную живопись свет и радость, имеет полное и за­ конное право на существование. «Пейзаж не имеет цели, если он только красив, в нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отве­ чающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похо­ же на музыку», - пишет художник 24 июня 1888 года1. Кроме того, он воз­ вёл декорации в степень самоценных произведений живописи, которые в разнообразии колоритных поисков подчёркивали художественную правду, воздействуя на зрителя этими могучими средствами. Живопись театраль­ ных декораций была прекрасной живописной школой для русских масте­ ров. После Коровина продолжили это восхождение творческих декораций Головин, Бенуа, Бакст и другие, создавшие уникальное декоративное тече­ ние, почти не ведомое Западу. В 80-е годы рядом с пленэрными устремлениями существуют отде­ лённые от них декоративные устремления. Сарабьянов в связи с этим от­ мечает: «Наличие соседствующих направлений определяет не только де­ коративистскую окраску русского импрессионизма, но и ещё одну черту. Речь идёт об известной доле романтизма в русском импрессионизме»2. В 1870-1880-х годах русские художники не смогли принять импрес­ сионистическую «скоропись» в более полном объёме, просмотрев его глу­ бокую задушевность в восприятии окружающей природы. Но именно этим путём пошло саврасовское пленэрное видение мотива. Саврасов использу­ ет иную живописную систему. Импрессионизм в русской живописи в своём более чем вековом тече­ нии смог преодолеть две основные черты исторической ограниченности его французского варианта: утрату материальности и монументальной кар­ тинной формы с сохранением празднично-оптимистического восприятия. В эпоху господства в искусстве XX века условных, умозрительных, метафизических идей и соответствующих им форм русский импрессио­ низм оставался хранителем натурного видения и отражения жизни. Импрессионистический пленэр и для наших художников оказался жизнеспособным как лучший способ сохранения традиций натурного ви­ дения. В отличие от французского городского характера импрессионизма, русский передавал «деревенские» мотивы. «Культ этюда», эскизная манера отличает русский импрессионизм. С ним было легче войти в новую сферу и освободиться от традиционной длительной привязанности к русскому сюжетному мышлению многих десятилетий. С помощью этюдизма можно было взорвать те принципы литературного мышления, которые господ­ ствовали в русской живописи. Сравнивая методы работы старых мастеров 1Отдел рукописей Третьяковской галереи. Ф. Коровина. - № 97. - п. 2 (альбом, л. 2). 2 Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980. - С. 180. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz