Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Хотя весь творческий путь Левитана проходит среди передвижников, от него так лёгок и так естественен был переход к импрессионистическому пленэрному восприятию природы. Тому подтверждение в его последней работе «Озеро». Солнечная воздушная и многоцветная картина наполнена дыханием жизни. Такой новый взгляд Левитана на изображение цвето­ воздушной среды был воспринят некоторыми авторами исследования его творчества, как незаконченный пейзаж. Наверное, это чувство возникает при сравнении «Озера» с его прошлыми эпическими пейзажами. Естественно, никто не будет оспаривать приоритет французских им­ прессионистов с их артистизмом, с врождённой французской элегантно­ стью. Но не будем забывать и другие национальные школы, которые про­ шли закономерный импрессионистический период. Этот стиль триумфаль­ но прошёл через многие страны, завоевав всемирное признание. Правиль­ но отмечают исследователи и критики, в частности П. Франкастель: «Им­ прессионизм сформировался с самого начала в противовес как романтиз­ му, так и классицизму»1. Но неравномерность распространения его оче­ видна. Позднее всего он зарождается на севере Европы и в России. Впитав в себя западноевропейскую пленэрность, русские мастера кисти не остановились на повторении наработанных приёмов своих запад­ ных коллег. В 70-е годы довольно сильным в истории русского импрессионизма было пленэристическое устремление, созревшее к моменту затухания роли передвижничества и появления его скрытого развития. Оно оказалось свое­ образным плацдармом для движения вперёд, но так и не приобрело харак­ тера мощного движения, перехода от старого к новому, раннему постим­ прессионизму. Образно говоря, русский импрессионизм скоротечно пожертвовал со­ бой, пропуская вперёд последующие направления. Настоящие русские импрессионисты появились в середине 90-х годов в московской школе живописи. Громадную роль в этом движении сыграло развитие русского пейзажа - этой в сущности бессюжетной живописи, где главное место занимает художественная правда русской природы. Первым ярким представителем этого направления в России, цен­ тральной фигурой русского импрессионизма был К.А. Коровин. В форми­ ровании его искусства в 80-е годы направляющая роль Поленова очевидна, он оказывается первым художником из круга поленовских учеников, при­ нявшим некритически систему импрессионизма. В начале 1900-х годов Коровин становится признанным главой этого направления в русской жи­ вописи и вместе с тем крупнейшим художником театра. Его «Испанки» (1889) явились, по справедливому замечанию Грабаря, «путеводною звез­ 1 Les grandes tendences de I’Art europeen au 19 sicle // Cahiers d ’Histoire mondiale. - 1957. - Vol. 3. - № 4. - P. 932. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz