Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Хотя весь творческий путь Левитана проходит среди передвижников, от него так лёгок и так естественен был переход к импрессионистическому пленэрному восприятию природы. Тому подтверждение в его последней работе «Озеро». Солнечная воздушная и многоцветная картина наполнена дыханием жизни. Такой новый взгляд Левитана на изображение цвето воздушной среды был воспринят некоторыми авторами исследования его творчества, как незаконченный пейзаж. Наверное, это чувство возникает при сравнении «Озера» с его прошлыми эпическими пейзажами. Естественно, никто не будет оспаривать приоритет французских им прессионистов с их артистизмом, с врождённой французской элегантно стью. Но не будем забывать и другие национальные школы, которые про шли закономерный импрессионистический период. Этот стиль триумфаль но прошёл через многие страны, завоевав всемирное признание. Правиль но отмечают исследователи и критики, в частности П. Франкастель: «Им прессионизм сформировался с самого начала в противовес как романтиз му, так и классицизму»1. Но неравномерность распространения его оче видна. Позднее всего он зарождается на севере Европы и в России. Впитав в себя западноевропейскую пленэрность, русские мастера кисти не остановились на повторении наработанных приёмов своих запад ных коллег. В 70-е годы довольно сильным в истории русского импрессионизма было пленэристическое устремление, созревшее к моменту затухания роли передвижничества и появления его скрытого развития. Оно оказалось свое образным плацдармом для движения вперёд, но так и не приобрело харак тера мощного движения, перехода от старого к новому, раннему постим прессионизму. Образно говоря, русский импрессионизм скоротечно пожертвовал со бой, пропуская вперёд последующие направления. Настоящие русские импрессионисты появились в середине 90-х годов в московской школе живописи. Громадную роль в этом движении сыграло развитие русского пейзажа - этой в сущности бессюжетной живописи, где главное место занимает художественная правда русской природы. Первым ярким представителем этого направления в России, цен тральной фигурой русского импрессионизма был К.А. Коровин. В форми ровании его искусства в 80-е годы направляющая роль Поленова очевидна, он оказывается первым художником из круга поленовских учеников, при нявшим некритически систему импрессионизма. В начале 1900-х годов Коровин становится признанным главой этого направления в русской жи вописи и вместе с тем крупнейшим художником театра. Его «Испанки» (1889) явились, по справедливому замечанию Грабаря, «путеводною звез 1 Les grandes tendences de I’Art europeen au 19 sicle // Cahiers d ’Histoire mondiale. - 1957. - Vol. 3. - № 4. - P. 932. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz