Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
шет он в 1862 году1. Калам создал универсальную пейзажную концепцию, иллюзию «дикой и необузданной» природы, эффект живописи с натуры и построение по «законам искусства». Под влиянием его «школы» были и некоторые русские художники: А.И. Мещерский, В.Д. Орловский, П.А. Су ходольский, в какой-то степени и ранний И.И. Шишкин. Они весьма ус пешно применяли приёмы швейцарского пейзажиста для изображения сво ей отечественной природы. Концепция каламовского пейзажа в чём-то очень важном предвосхищала эстетический строй природных мотивов, сложившихся в русском пленэре XIX века. Он вписался в те задачи, кото рые стали возникать перед русским искусством в поисках углублённого и полного выражения жизни. Уже в 40-е годы, о чём мы уже упоминали, в Италии А.А. Ивановым были созданы несравненно более глубокие по содержанию пейзажи, одним из первых он осознал в своём пейзажном творчестве значение пленэрного этюда. В России же, в глуши Тверской губернии, увлечённо работал над картинами русской природы крепостной художник Г. Сорока, последний ученик А.Г. Венецианова. Он сумел выразить и близость человека к жизни природы, и необходимую подчинённость деталей натуры главной идее це лого. Уже тогда им был найден путь к светлой палитре красок, которая впоследствии стала одной из труднейших задач северного пленэра. Как и Иванов, Венецианов был убеждён: только следование природе может при вести к успеху в творческой работе; «ничего не изображать иначе, как только в натуре что является, и повиноваться ей одной, без примеси мане ры какого бы то ни было художника»2. Эти принципы лежали в основе его преподавательской деятельности, и большой заслугой искусствоведа Н.Н. Врангеля следует считать введение им в науку уже забытых в начале XX века провинциальных школ Ступина и Венецианова. Искусствовед впервые обратил внимание исследователей на творчество крепостных ху дожников М. Шибанова, Ф. Тулова, В. Тропинина, А. Полякова, А.Д. Зай цева. В отличие от городских художников, они могли постоянно наблю дать и искренне передавать свои ощущения в своих пленэрных работах. Известные русские живописцы уже не искали картины природы Ита лии и других экзотических мест, а изображали родную Россию. «Отте пель» Ф.А. Васильева не одному Крамскому показалась «горячей, сильной, дерзкой» картиной. А композитор Б. Асафьев считал его пейзажистом «не сомненного, я бы сказал, живописно-мелодического дарования. В интона ции его пейзажей выражен этнос художника: честность, совестливость пе ред своей картиной, принципиальность в доведении замысла до полного тождества с велением глаза.. .»3. 1Саврасов А.К. Письма // ОПИ ГИМ. - Ф. 19 К.К. Герцена. - Ед. хр. 58. - J1. 134. 2 Никольский В. История русского искусства. - Берлин, 1923. - С. 166. 3Асафьев Е.В. Русская живопись. Мысли и думы. - J1., 1966. - С. 25. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz