Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

1848 году начались занятия А.К. Саврасова пейзажной живописью. По­ скольку Училище живописи и ваяния было учреждением, подчинённым Академии художеств, К.И. Рабус едва ли мог выработать в этих условиях стройную и целостную систему преподавания, противостоящую сложив­ шимся традициям. И, тем не менее, его занятия не только будили мысль, но и профессионально подготавливали к самостоятельным поискам, требо­ вавшим от ученика обязательной работы на натуре. А в 1857 году и Савра­ сов становится руководителем пейзажного класса в училище, где он пло­ дотворно преподавал в течение двадцатилетнего периода. Немалую роль в дальнейшей творческой перестройке сыграла и по­ ездка художника в Англию в 1862 году на Всемирную выставку в Лондон. Саврасов впервые получает возможность познакомиться с европейским искусством, с передовой пейзажной живописью Англии. Имея за плечами уже десятилетний опыт творческой работы, он смог оценить искусство ка­ ждой страны в экспозиции выставки. «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне», - читаем мы в одном из его писем1. В своих отчётах по поездке Саврасов бо­ лее подробно останавливался на характеристике английского пейзажа, где он отмечал строгую наблюдательность и местный характер колорита и ри­ сунка. Не могла пройти мимо внимания Саврасова и та роль, которая отво­ дилась в английских пейзажах изображению изменчивого по состоянию не­ ба, являвшегося, по выражению Дж. Констебля, «не только мерилом мас­ штаба» в его картинах, но и «музыкальным ключом и главным органом чувств»2. После лондонской выставки Саврасов отправляется в запланирован­ ную поездку в Швейцарию для работы над горным пейзажем. После зна­ комства с миром искусства швейцарские грандиозные мотивы вводили его в мир природы, такой отличной от русской. Увидав природу чужих стран, он глубже постигает уникальность и обаяние Отечества, что и предопреде­ лило тот его новаторский взлёт творчества в пейзажах конца 60-х и 70-х годов. Это помогло ему в дальнейшем отойти от условности сущест­ вовавших в академии образцов и стереотипов в пленэрной живописи. «Саврасов создал русский пейзаж, - писал в 1897 году его ученик И.И. Ле­ витан, - и это его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества»3. После поездки в Швейцарию Саврасов меняет свой взгляд на творче­ ство швейцарского пейзажиста А. Калама, произведения которого он часто копировал в 50-х годах. «...После Лондонской выставки и природы Берн­ ского оберланда живопись Калама много потеряла в моём мнении», - пи­ 1Саврасов А.К. Письма// ОПИ ГИМ. - Ф . 19 К.К. Герцена. - Ед. хр. 58. - JI. 25. 2 Чегодаев А.Д. Джон Констебль. - М., 1968. - С. 156. 3 Левитан И.И. По поводу смерти А.К. Саврасова // Русские ведомости. - 1897. - 4 ок­ тября. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz