Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
В 1870-е годы в творчестве А.К. Саврасова и его окружения намети лись движение к объективизации природы, постепенный отход от роман тической «смятённости», ставшей трафаретом пейзажного образа. Поэтому в отечественной живописи всё происходит по-другому. Русский реализм почти не терпит рядом с собой романтизма. По справедливому наблюде нию Д.В. Сарабьянова, в русском романтизме не было «полного переос мысления самого художественного языка, в нём сохранялись прежние сти левые основы, хотя они видоизменялись, иногда существенным образом преобразовывались»1. В этом было заключено существенное отличие рус ского романтического пейзажа от европейского. Русская природа ценилась романтически настроенными пейзажистами за своё разнообразие. На этой почве смог зародиться и получить дальнейшее развитие русский пленэр. О.М. Сомов в своём трактате «О романтической поэзии» писал: «Где же она разнообразнее, как не в России? Несколько зон опоясывают её про странство, несколько климатов являются в ней, изменяя постепенно вид земли с её произведениями». И далее он перечисляет: «Север - это льды, Финляндия - дикая природа, Сибирь - чудеса природы, Таврида - плодо родие, Кавказ - камни, к которым прикован Прометей. Эти мотивы широко вошли в русскую поэзию, а значит и в русское искусство»2. Художники- романтики, по мнению Мутера, «искали света, движения, отваги; глубоко презирали корректность, педантичность и бесцветность», эту непогреши мую триаду академического искусства. Этот русский этап в пленэрной живописи позволил ей довести отли чие русского романтического пейзажа от европейского до крайнего выра жения и в своём поступательном движении реализовать новый метод. Мы можем наблюдать, что и пейзаж, как и другие жанры, одержим открытием новых природных ситуаций. «В эклектике современники видели возможность создания новой сис темы композиционных приёмов и средств эстетической выразительности - системы более гибкой и разнообразной, чем та, которую выработал класси цизм», - эти слова A.JI. Лунина вполне относятся к пейзажной живописи конца XIX века. Литературным критиком А.А. Григорьевым были даны определения «голый» и «истинный» реализм, т.е. натуралистическое отра жение окружающего мира и критического идеализма. Большуюрольв становлении пейзажной реалистической живописи сыг рали, как мы уже упоминали, художники-педагоги, которые окончили Ака демию по классу видовой живописи и чья творческая поддержка способст вовала росту будущих художников: В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.М. Пря нишникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова и позже И.И. Левитана, К.А. Коровина и другие. Так, например, под руководством К.И. Рабуса в 1Сарабьянов Д.В. К проблеме сравнительного изучения русской и западноевропейской живописи // Искусство. - 1975. - № 7. 2Сомов О.М. О романтической поэзии. - М., 1823. - С. 22-23. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz