Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

щие между собой школы: официальная - академическая - и свободная, по­ стоянно выступающая против методики преподавания в Академии вплоть до разрыва молодых художников с ней в 1863 году, что и породило созда­ ние товарищества передвижных выставок. Понимание национального своеобразия зародилось в сознании моло­ дых художников 1860-х годов, хотя в литературной и философской среде оно возникло гораздо раньше. Перед пейзажистами встала задача выразить характер русского пейзажа, отказавшись от изображения южной природы. В искусстве получили толкования иные пейзажные мотивы, но «лю­ бовь к страданию», отмеченная Достоевским как одно из свойств русской души, заняла приоритетное место в пейзаже. Национальный характер, без­ условно, виделся в картинах «обездоленной природы» и народного бытия, но, главное, он усматривался в мироощущении, в самосознании народа, переносимом художниками на характер восприятия пейзажа. Происходило своего рода взаимовлияние духовного состояния человека и «души» при­ роды. От такой творческой связи не могла не возникнуть русская пленэр­ ная живопись. Русский философ Ф. Степун исследовал феноменологию пейзажа и его ответвление - пленэр и отмечал, что душа всякого народа сродни с ду­ шой того пейзажа, среди которого он живёт. Сходство природы и характе­ ра и населяющего её народа отмечал и европейский пейзаж второй поло­ вины XIX века. Особенно явственно национальные влечения проявились в искусстве северных стран (России, Германии, Скандинавии). Реализм и национальность стали главными чертами последующего развития русского искусства, в том числе и пейзажной живописи. И это определило дальнейший путь развития русского пленэра. «В пределах рус­ ского реализма может быть уложено три этапа развития, которое условно можно было бы назвать поэтическим, обличительным и объективным»1. Если же мы проанализируем эти этапы по отношению к пленэру, то боль­ шую роль, безусловно, играл поэтический. Живописные манеры художников выражались в различных пластиче­ ских системах. Каждая из этих систем давала свои преимущества и вместе с тем содержала ограничения возможностей. Напомним становление реализма в Европе в этот период. Француз­ ский непосредственно вышел из романтизма и не порвал с ним. Пейзаж (Коро, барбизонцы) также без смены поколений пришёл к реалистическо­ му пониманию природы прямо из романтизма. В немецкой школе проис­ ходит та же ситуация, в живописи второй половине XIX века постоянно наблюдается романтическая линия параллельно реалистической. Такая же картина зарождения реализма в Италии. 1Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980. - С. 118. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz